Человек недели: Виктор Янукович

Reuters
Reuters

Виктор Янукович исчез с политической сцены Украины стремительнее, чем кто-либо мог ожидать. Снова выяснилось, что бывают страны и обстоятельства, в которых законно избранный, физически здоровый президент, которому послушны парламент и суды, армия и правоохранители, телевидение и газеты, губернаторы и мэры, досрочно теряет власть несмотря ни на что. Невзирая даже на политическую, идеологическую, финансовую поддержку могучего соседа.

На Украине произошла революция, для которой сложились все необходимые условия. Однако не все революции бывают успешны. Иногда правители находят силы подавить восстания или сопротивляться годами - то, что мы видим сейчас в Сирии. Многое все же зависит и от личности правителя, от правильности выбранной им тактики, гибкости, способности найти и мобилизовать союзников. Надо отдать должное Януковичу: он сделал все от него зависящее, чтобы власть потерять.

С прошлой осени он совершил одну за другой не менее пяти роковых ошибок. Каждая из них резко ухудшала для него ситуацию, но без новых власть еще можно было удержать. Первым в этом ряду был внезапный отказ от евроинтеграции. Политически активных киевлян больше всего возмутило не само решение, а его форма. Вторым ударом по суку, на котором власть сидела, стал жестокий силовой разгон тогда еще скромного евромайдана. Большой майдан в связи с российским кредитом и каникулами успокоился, но Янукович нанес третий удар по своему режиму - принял пакет запретительных законов «а-ля рус», которые скоро пришлось отменить. Последний шанс договориться - вернуть прежнюю конституцию и объявить досрочные выборы - власти упустили в начале прошлой недели. А разрешение силовикам применять оружие стало политическим харакири.

Любители конспирологии видят в этом тайный сговор и добровольную сдачу власти. Но Янукович ошибался искренне, просто в силу личностных качеств. Удивительно: его изо всех сил тянули из болота те же, кто устанавливал в России криминальные фильтры на выборах и говорил о несовместности психологии преступника и госслужащего. Большой вопрос, для всех ли это справедливо, но лидер соседней страны в этот кризисный период вел себя скорее как мелкий жулик, нежели как мудрый отец нации. Неудивительно, что о его политической кончине не жалеют даже недавние друзья. Остался один вопрос: сядет ли он снова на скамью подсудимых или найдет убежище в одной из сохранившихся деспотий, пока и там не грянет революция.