«Роснефть» просится в трубу

«Роснефть» предложила правительству провести в ее пользу допэмиссию «Транснефти». Так трубопроводная монополия получит средства на новые проекты
Дмитрий Медведев поручил подчиненным «оценить идею» Игоря Сечина
Дмитрий Медведев поручил подчиненным «оценить идею» Игоря Сечина / Д. Астахов / ИТАР-ТАСС

Письмо с таким предложением президент «Роснефти» Игорь Сечин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву 31 января (копия есть у «Ведомостей»). «Прошу Вас дать указание рассмотреть возможность привлечения инвестиций для развития системы магистральных трубопроводов за счет дополнительной эмиссии обыкновенных акций ОАО «АК «Транснефть», в которой примет участие и ОАО «НК «Роснефть», - пишет Сечин. Сейчас государству принадлежат все обыкновенные акции «Транснефти» (78,1% уставного капитала), а привилегированные находятся в свободном обращении.

Медведев поручил «оценить идею» и «внести предложения» первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина сказала, что вице-премьер считает нецелесообразным проведение допэмиссии «Транснефти» в пользу одной из нефтяных компаний. Поручения в Минэкономразвития не поступало, сказал помощник Улюкаева. Представитель «Транснефти» адресовал вопросы к акционерам компании. Представитель Шувалова от комментариев отказался, а его коллега из «Роснефти» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Сечину не нравится осеннее предложение «Транснефти» о расширении мощности ВСТО с нынешних 37 млн т в год до 80 млн к 2020 г. за счет увеличения тарифов на 16,2%. Он указывает, что цена поставок нефти «Роснефтью» в адрес CNPC предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа на транспортировку. Поэтому рост стоимости прокачки нефти в восточном направлении «приведет к уменьшению выручки «Роснефти» и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет», пишет Сечин. Он также недоволен учетом «Транснефтью» потерь нефти при транспортировке по методике Минэнерго, а не с учетом фактических величин. В итоге у монополии они составляют 0,3%, тогда как потери «Роснефти» в I квартале 2013 г. при транспортировке по межпромысловым нефтепроводам составили 0,185%. В год в системе «Транснефти» потери могут достигать 2 млн т, из которых 0,7 млн приходится на «Роснефть», продолжает Сечин. Далее он сообщает Медведеву, что тарифы на транспортировку нефти в России значительно выше зарубежных. Так, тариф по нефтепроводу TAL из итальянского порта Триест в Германию, Австрию, Чехию составляет 0,216 руб./т-км, а средний тариф «Транснефти» - 0,42 руб./т-км. Наконец, «Транснефть» могла бы занять на расширение ВСТО, что «существенно не повлияет на ее финансовую устойчивость», которая «также подтверждается приобретением акций» НМТП, пишет Сечин.

Поэтому решать вопросы оптимизации затрат и инвестиционных программ «Транснефти» возможно только при условии участия потребителей - нефтедобывающих компаний, резюмирует Сечин.

Вчера инвестпрограмма «Транснефти» была рассмотрена на совещании у Медведева. Министр энергетики Александр Новак сказал, что допэмиссия не рассматривалась.

Сейчас доступ в систему «Транснефти» может получить любая компания в зависимости от свободных мощностей, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. За рубежом трубопроводы, как правило, принадлежат тем компаниям, которые их построили. Они же являются основными клиентами. «Тариф там номинальный, покрывающий минимальные издержки, а «Транснефти» нужны средства для финансирования инвестпрограммы», - указывает Кокин. По мнению аналитика UBS Константина Черепанова, покупка одной нефтяной компанией доли в «Транснефти» может привести к ущемлению прав других нефтяников: «Получится, что добывающая компания будет владеть трубопроводными мощностями».