Новые медиа: Будущее «В контакте»

Как только другие акционеры начинают ограничивать основателя в возможности творить, он теряет мотивацию
Как только другие акционеры начинают ограничивать основателя в возможности творить, он теряет мотивацию / Е. Кузьмина / Ведомости

Совсем недавно все активно обсуждали продажу Павлом Дуровым его доли во «В контакте». Это действительно нерядовое событие - интернет-рынок в России исторически стоял на трех китах: «Яндексе», Mail.ru и «В контакте». Во всем мире ведущие позиции занимают глобальные игроки - в первую очередь Google и Facebook, а у нас российские.

Это было хорошо и для локального бизнеса, и для государства. Местные компании могли на равных конкурировать в России с международными. Это было много раз доказано на практике, и это была уникальная в масштабах мира ситуация. Теперь, когда Дуров перестал быть акционером, один из китов - «В контакте» - скорее всего начнет сдавать позиции.

Мы все помним, как несколько лет назад в похожее положение попал «Яндекс», когда, опасаясь растущего влияния поисковика, его попытались взять под контроль структуры, по слухам, связанные с государством. Тогда ситуация тоже была довольно напряженная - были длинные кулуарные переговоры как с госкомпаниями, так и с самим государством. В итоге умные люди во власти вовремя сообразили, что так только ослабят компанию, а слабый «Яндекс» никому не выгоден. В итоге государство через Сбербанк получило так называемую «золотую акцию» - т. е. возможность влияния в крайних ситуациях, а «Яндекс» де-факто сохранил независимость. Это было действительно хорошее решение в духе win-win. В итоге поисковик уже много лет сохраняет отрыв от Google, делает хорошие продукты, платит большие налоги и дает работу многим талантливым людям.

Я не уверен, что если бы компанией управляли новые менеджеры, то она была бы столь же эффективной. Мировой опыт говорит, что шансов на это немного. Так что если бы «Яндекс» ослабили в результате смены владельцев, вполне вероятно, что лидером в поиске сегодня был бы Google, как и во многих других странах.

Теперь история повторяется с «В контакте», только, похоже, исход ее будет другим. Возможно, ситуация имеет какую-то политическую составляющую - у сети огромная аудитория и влияние на массы, которое можно использовать в самых разных целях. В том числе и во вред государству, что в итоге и стало беспокоить власти. Видимо, именно поэтому «В контакте» получила новых акционеров, приближенных к государству. Пока они ведут себя более неуклюже, чем новые акционеры того же «Яндекса».

На самом деле прийти сейчас к однозначной оценке происходящего крайне трудно, потому что все сложнее, чем пишут в прессе. Мы слышим отголоски событий. Очевидно одно: Дуров перестанет быть не только совладельцем, но и генеральным директором - тот же мировой опыт подсказывает, что это вопрос времени, - и скорее всего с ним компанию покинет и часть команды. Возможно, стороны понимают, что это опасно. По крайней мере, слова Дурова о том, что он остается на своем посту, - явный месседж кому-то: новым акционерам, команде или пользователям.

В любом случае сама по себе продажа доли основателем - плохой индикатор. Это значит, что он полностью потерял мотивацию. Представьте себе, например, «Яндекс» без Аркадия Воложа. Обычно фаундер - это последний человек, который избавляется от акций. Даже у Гейтса, который давно удалился от управления Microsoft, огромная доля в корпорации, которая составляет больше половины его состояния.

Вряд ли Дуров станет заниматься компанией, в которой ему ничего не принадлежит. Скорее всего, он не видит себя в ней и не верит в ее будущее. В этом смысле ситуация классическая: фаундеров, как и всех креативных людей, мотивируют три вещи - autonomy (автономия), mastery (влияние) и purpose (целеустремленность). А как только другие акционеры - не важно, какими способами, - начинают ограничивать основателя в каком-либо из этих трех свойств, основатель теряет мотивацию. Для него важна сама возможность творить, делать что-то важное, ошибаться, но двигаться дальше. Похоже, Дуров потерял ее, и просчет новых акционеров в том, что они допустили его выход из числа совладельцев. Предсказать будущее сложно. Вероятно, в будущем у компании сменится генеральный директор. Можно поспекулировать о том, кто займет должность, и уже называются разные фамилии, но, вероятно, это будет человек из индустрии и лояльный власти.

Отбросим политическую составляющую и посмотрим на «В контакте» как на интернет-игрока. Сможет ли сеть под управлением профессиональных менеджеров, без основателя, быть эффективной? Есть сомнения. И это при том, что сеть находится в жесткой конкуренции с Facebook. Впрочем, у «В контакте» есть кое-какие шансы побороться. Facebook не ощущает конкуренции на глобальном рынке - и это его проблема, ему тяжело находиться в тонусе - и потому он статичен. За последние два года эта сеть никак принципиально не улучшилась, не запустила ни одного хорошего сервиса, хотя и стала более мобильной. Если так пойдет и дальше, то «В контакте» даже после ухода основателя и части команды, возможно, сумеет более или менее успешно выдерживать конкуренцию. Наверное, удерживаться на плаву поможет и пиратский контент, правда, возникает вопрос: насколько это корректная модель для компании, которая, по слухам, связана с государством?