Звонок за $900 млн

Японская компания Rakuten заплатила за 100% мессенджера Viber $900 млн. Эксперты говорят, что это недорого
Tomohiro Ohsumi/ Bloomberg

Интернет-компания Rakuten японского миллиардера Хироши Микитани объявила о покупке 100% акций кипрской Viber Media, владельца мессенджера Viber. Это программа для бесплатных звонков через IP-телефонию между смартфонами, а также текстовых сообщений. Rakuten назвала доли крупнейших продавцов - израильских семей Шабтай (55,2% акций) и Марко (11,4%), а также американской компании IRS West (12,5%). Viber основали в 2010 г. израильтяне Талмон Марко и Игорь Магазинник, приехавший в Израиль из Нижнего Новгорода в 1991 г. Офер Шабтай - гендиректор в другом проекте Марко и Магазинника, файлообменной сети iMesh (см. врез).

В приложениях Viber на мобильных телефонах, планшетах и компьютерах, по данным Rakuten, зарегистрировано 280 млн пользователей, из них 100 млн общаются с его помощью хотя бы раз в месяц.

В сообщении Rakuten приводятся слова Микитани, что Viber, представивший недавно «замечательный рынок стикеров» (ярких изображений, за которые пользователи платят и потом пересылают друг другу. - «Ведомости»), также обладает потрясающим потенциалом в качестве платформы для компьютерных игр. Микитани называет Viber идеальной платформой для вовлечения пользователей в сервисы Rakuten. Самый популярный из них - электронная торговая площадка для продавцов и покупателей игрушек, электроники и одежды, с помощью которой японские компании торгуют своими товарами и за рубежом. Rakuten в 2013 г. контролировала 27,7% японского рынка интернет-ритейла, по данным исследовательской компании Euromonitor International.

В 2005 г. из похожих соображений крупнейший интернет-аукцион eBay купил сервис видеосвязи, телефонии и обмена сообщениями Skype. Тогда у Skype было всего 54 млн пользователей, но eBay заплатила $2,6 млрд деньгами и акциями. Однако пользователи eBay так и не получили особых преимуществ от возможности общаться между собой через Skype, и компании развивались независимо друг от друга. Через шесть лет eBay перепродала Skype, которым пользовались уже 600 млн человек, Microsoft за $8,5 млрд.

Эксперты уверены, что продавцы Viber продешевили: в пересчете на одного пользователя сервис продан намного дешевле, чем Skype (оба раза). Viber оценили ниже аналогичных сервисов WhatsAp или Line, которые при сравнимом числе пользователей зарабатывают намного больше, считает Андрей Свириденко, председатель правления российской Spirit (ее голосовой движок для IP-телефонии Viber лицензировал в 2010 г., но сейчас не использует, заявил «Ведомостям» Магазинник, «были очень [им] недовольны».

Viber еще не полностью использовал потенциал монетизации, уверен Свириденко: платные сервисы - звонки на обычные телефоны и продажу стикеров он запустил только осенью 2013 г. Владельцам Viber не хватало средств на развитие, знает Свириденко, и им нужно было срочно найти инвестора или продать компанию. Он уверен, что без спешки Viber можно было бы продать и за $2 млрд.

Судя по опубликованным Rakuten финансовым показателям Viber, в 2013 г. сервис принес первую выручку в $1,5 млн, а убыток за 2012 г. составил около $15 млн и еще почти $30 млн за 2013 г. Инвестиции в Viber к лету 2013 г. составили $20 млн, заявил его технический директор Магазинник в интервью проекту «Рунетология». «Ведомостям» он сказал, что оценивает общие инвестиции в «несколько десятков миллионов долларов».

Бывшие владельцы Viber не верят, что смогут дальше развивать мессенджер, раз продали его целиком, считает основатель мессенджера 4talk Сергей Кравцов. Он полагает, что при оценке мессенджеров их нужно сравнивать с другими сайтами для общения - например, с Facebook или Twitter. Они стоят намного дороже из расчета на одного пользователя: в них обоих зарегистрировалось больше 1 млрд человек, но капитализация Facebook - $170 млрд, Twitter - $32 млрд.