Автомобиль без водителя

Itsuo Inouye
Itsuo Inouye / AP

На состоявшейся в январе 2014 г. крупнейшей международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (традиционно проходит в Лас-Вегасе) BMW и Audi впервые провели публичные тест-драйвы автомобилей, управляемых без участия человека. Строго говоря, это еще не полный автопилот: цель таких систем - давать передышку водителям, долго находящимся в пути, и до коммерческого запуска еще далеко. Тем не менее посмотреть уже было на что. А начиналось все еще в 1987 г., когда европейская межправительственная организация Eureka запустила проект Prometheus, целью которого было создание беспилотных машин. Исследователи получили от стран - участниц Eureka 749 млн евро. В 1994 г. увидели свет первые беспилотные автомобили-«близнецы» - VaMP и VITA-2 с компьютерными датчиками зрения, которые распознавали быстро движущиеся препятствия и избегали столкновения с другими автомобилями. VaMP и VITA-2 проехали более 1000 км по многополосной трассе в Париже, скорость движения машин во время этой экспериментальной поездки достигала 130 км/ч. Они свободно двигались без участия водителя в потоке машин, автоматически отслеживали и обгоняли другие транспортные средства, выполняли повороты на сложных участках.

Вслед за Google о разработках роботизированных систем для автомобилей объявили крупнейшие автоконцерны - Volvo, Daimler, Ford, Toyota, Mercedes-Benz, Audi, Nissan и BMW. Представители последних четырех в конце прошлого года пообещали, что массовое производство беспилотных автомобилей начнется в 2020 г.

Через год увидел свет еще один автомобиль проекта Prometheus - модернизированный Mercedes-Benz S-класса. Он проделал путь из Мюнхена в Копенгаген и обратно, используя компьютерное зрение и датчики реагирования. Робот двигался со скоростью свыше 175 км/ч и 158 км прошел вообще без вмешательства человека. Но разработки Prometheus так и остались разработками: коммерческое производство таких автомобилей не началось. Зато исследованиями в этой области занялись крупнейшие мировые компании.

Начало эпохи

Всерьез о возможности продажи автомобилей с беспилотным модулем заговорили в 2010 г., когда стало известно, что Google тестирует роботизированную систему управления автомобилями. Она объединяет камеры, сенсоры, радары и лазеры, которые сканируют, что происходит на дороге, и сравнивают полученные данные с заранее отснятой картинкой. Эту систему Google опробовала на автомобилях Toyota Prius, Lexus RX460h и 1 Audi TT, но с коммерциализацией идеи пока не спешит. Выводить продукт на рынок рано: система пока не умеет ездить в трудных метеоусловиях - например, в сильный дождь и по заснеженным трассам, когда «форма окружающего пространства меняется», написал журнал Forbes, проводивший тест «гугломобилей» в прошлом году.

В основе технологии BMW система GPS - аналог той, что используется на управляемых ракетах. С ее помощью автомобиль маневрирует, регулирует ускорение и торможение. Беспилотный Audi сканирует дорогу посредством лазеров, радаров и камер на его корпусе. CNN отмечает, что первые беспилотные автомобили «были похожи на Франкенштейнов, со всем «железом», которым они были напичканы», а экспонаты CES уже вполне презентабельны. К примеру, робот-автопилот Audi уже не занимает целый багажник, а монтируется под бардачком.

Куда едет Россия

Есть две концепции беспилотных систем для автомобилей, рассказывает Ольга Ускова, сооснователь и президент Cognitive Technologies. Первая предполагает, что автомобиль взаимодействует с дорожным полотном: считывает информацию с датчиков на дорогах. По такой модели разрабатывалась система для «гугломобилей». Но в России с ее дорогами эта концепция рабочей быть не может, считает Ускова. Вторая предполагает отсутствие умной инфраструктуры: умным должен быть автомобиль.

Cognitive, по словам Усковой, заключила соглашения о создании совместных беспилотных систем с тремя автопроизводителями, два из них - концерны с мировым именем.

Сначала «автопилот» будет лишь дополнением к водителю - например, можно будет передать ему управление на подземной парковке, а полностью автономные автомобили появятся не ранее чем через 10 лет, считает основатель Grishin Robotics и гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Роботы в законе

Пока разработчики оттачивают технологии, перед автоконцернами стоит задача легализовать передвижение беспилотных автомобилей.

В США их вождение пока разрешено лишь в четырех штатах - Неваде, Калифорнии, Мичигане и Флориде. Да и то речь пока лишь о тест-драйвах, а за рулем должен находиться сертифицированный водитель. В прошлом году тестовые заезды были разрешены и в Британии. По словам Анатолия Карачинского, основателя и президента IBS Group (ее «дочки» тоже ведут разработки в области беспилотных автомобилей), вопрос с легализацией подобных транспортных средств наиболее острый.

Еще одна проблема - страховка для беспилотных автомобилей. На недавней автовыставке в Детройте представитель Google Энтони Левандовски заявил, что компания встречалась с одной из крупнейших страховых компаний в Америке и обсуждала возможность введения таких страховок, сообщило издание CNET. Но никаких обещаний страховщики пока не дают. До сих пор большой вопрос, кто должен нести ответственность за ДТП, если авария произошла по вине компьютера, и какая именно это будет ответственность, говорит Карачинский. Поэтому коммерциализация беспилотных автомобилей будет длиться еще много лет, считает он.