Вначале был самолет

Тот, кто не может заплатить 9500 евро за часовой перелет, вероятно, никогда не слышал об VistaJet. Эта небольшая частная авиакомпания перевозит по всему миру топ-менеджеров
Швейцарская VistaJet стремится на американский и китайский рынки
Швейцарская VistaJet стремится на американский и китайский рынки / Bloomberg

Флор вышел на рынок в благоприятный момент для развития его бизнеса. Открытие VistaJet совпало с быстрым ростом товарооборота между развивающимися странами. У традиционных авиаперевозчиков не было достаточного количества рейсов на этих маршрутах. Поэтому так быстро начала развиваться деловая авиация.

Вот это рост. 27%

так в прошлом году выросла выручка VistaJet

27000

пассажиров перевезла эта небольшая авиакомпания и совершила

11000

рейсов в 137 стран

По темпам роста швейцарская VistaJet опережает многие авиакомпании мира. Недавно она заключила соглашение с американским авиаперевозчиком, который выведет ее в США и позволит, таким образом, утвердиться на одном из крупнейших в мире рынке частных самолетов. Для VistaJet это будет еще один большой шаг вперед. А ведь компания появилась всего 10 лет назад. И началась с одного частного самолета, который принадлежал Томасу Флору. «Сегодня это выглядит красивой историей. Но я никогда не думал, что со мной такое может произойти», - улыбается Флор.

Верхом на проблеме

Флор - швейцарский предприниматель, известный своей любовью к искусству и увлекавшийся в юности гоночными машинами. Свое состояние он сколотил в 1990-х гг. на компьютерном лизинге. В годы его работы в этом бизнесе он не раз летал на самолетах деловой авиации, поскольку вынужден был много путешествовать. «Я мог находиться утром в одном городе, обедать - в другом, а ужинать с клиентом - уже в третьем», - вспоминает он. Тем не менее счастливым путешественником он себя назвать не мог.

В те годы было два способа заполучить в личное пользование частный самолет, не выкупая его полностью. Нужно было либо получить его в долевое владение, что дает право пользоваться самолетом определенное количество времени в год, либо фрахтовать его время от времени, каждый раз договариваясь об использовании самолета, что, как правило, делается через брокера. Ни тот ни другой вариант Флора не устраивал.

Флор одет в джинсы и строгий темный пиджак. Он сидит в комнате для деловых встреч аэропорта Цюриха, где он остановился по пути из Лондона на Мальту - на этом маленьком острове находится главный операционный офис VistaJet.

«Я вел переговоры с людьми, которые продали мне долевое участие в пользовании самолетом. Но они не могли ответить на мой вопрос: «Кому я потом могу продать свою долю? К примеру, я буду пользоваться самолетом три или пять лет. А дальше-то что?» Они сказали мне: «Вы можете продать нам вашу долю обратно». Но я хотел знать, кому еще я могу ее продать. Потому что, если бы я мог отдать только им, они начали бы диктовать мне цены. И если бы до пятого года пользования я не знал, насколько уменьшилась стоимость моей доли из-за амортизационного износа, я бы чувствовал себя как слепой котенок», - объясняет он.

Фрахтование позволяло избежать этих проблем, но приносило другие. Частные самолеты, как правило, принадлежат богатым людям или каким-либо компаниям. Они готовы предоставить самолет в чужое пользование, когда он не нужен им самим. Однако владельцы могут изъять его обратно c рынка фрахтования почти без всякого предупреждения. Клиент часто не знает, какой самолет для него зафрахтовали, пока не увидит борт на летном поле. «Это ужасно надоедает. Тратишь столько денег и не знаешь, что получишь», - говорит Флор.

В конце концов он решил купить собственный самолет. Им оказался LearJet 60, на корпусе которого Флор распорядился нарисовать элегантную красную линию. В те дни, когда судно не использовалось, он сдавал его в аренду. «Если борт приземлялся, к примеру, в Бейруте, то странно было гнать его пустым в Цюрих только для того, чтобы отвезти меня в Лондон», - рассказывает предприниматель. Для того чтобы исправить ситуацию, он купил второй самолет.

Плата за время

Когда Флор понял, что воздушные суда приносят ему деньги, он нанял финансового аналитика из лизинговой компании, где некогда работал, и попросил того изучить рынок авиаперевозок. «Когда результаты исследования были готовы, выяснилось, что в отрасли нет твердо стоящего на ногах бренда, который бы перевозил успешных топ-менеджеров, лидеров государств и других подобных пассажиров. Вот тогда в моей голове сложилась единая картинка, и я купил еще три самолета», - вспоминает предприниматель.

Идея Флора была проста: за гарантированную плату в 9500 евро за один час на самолете Challenger 605 и 13 500 евро в час на самолете Global Express (два самых шикарных судна для деловых перелетов компании Bombardier) VistaJet могла доставить топ-менеджеров в любую точку мира, куда было неопасно лететь.

Клиенты компании не должны были рисковать своими активами, выкупая долю в пользовании самолетом. Они платили только за время, проведенное в воздухе. Они также могли провести время в комфортной обстановке, столь важной для уставшего от работы топ-менеджера.

Облететь кризис

Однако финансовый кризис внес свои коррективы. Билеты на самолеты перестали продаваться, номинальная стоимость каждого борта резко сократилась, так как компании начали избавляться от лишних воздушных судов. Что еще хуже, частный самолет стал символом немыслимой роскоши, которую позволяли себе руководители компаний.

Флор как раз в это время разместил заказ на новые самолеты в Bombardier на сумму $1,2 млрд. Хуже времени для такого заказа и придумать было нельзя. Несколько месяцев прошло в жутком напряжении. Флор понижал цены на билеты и даже отложил покупку новых самолетов. Тем не менее тон, в котором предприниматель рассказывает о происходившем, остается оптимистичным. VistaJet закончила тогда год без убытков. А ведь любая другая молодая авиакомпания могла вообще не выжить в тех условиях. К 2012 г. VistaJet уже смогла разместить самый крупный заказ за историю частной авиации, подписав контракт на сумму $7,8 млрд c Bombardier. По новому соглашению компания покупала 56 воздушных судов сейчас и еще 86 самолетов в последующем.

Флор - председатель совета директоров и единоличный владелец VistaJet. Он отказывается раскрыть точные показатели работы компании в посткризисные годы, но настаивает на том, что она была прибыльной с первого года существования. Он добавляет, что с 2010 г. выручка росла ежегодно на 20-25%.

Следующая амбициозная цель - это завоевание американского рынка, на котором сейчас доминирует NetJets, авиакомпания, принадлежащая Berkshire Hathaway с Уорреном Баффеттом во главе. Недавно VistaJet заключила соглашение с Jet Aviation. Эта сделка дает ей возможность выйти на американский рынок.

Вторая цель Флора - это выход на китайский рынок. Он надеется получить лицензию на работу в Китае уже в этом году. Это будет означать, что за какие-то 10 лет своего существования VistaJet сможет охватить и включить в свои маршруты все главные торговые направления мира. Торговый оборот между развивающимися рынками продолжает увеличиваться, и на этом фоне у VistaJet есть все шансы продолжать развивать свой бизнес. «Мы заинтересованы в глобальном присутствии. Мы, конечно, перевозим людей из Марселя в Манчестер, но это не главный наш бизнес. Для нас гораздо важнее перевозить пассажиров из Москвы в Боготу в Колумбии», - говорит Флор.

«Я ничего не знал об этом рынке, просто оказался в нужное время в нужном месте. И заметил тенденции, когда они только формировались», - заключает он.