Выше голову, публика!

В Музее Москвы, открытом современному искусству, работает выставка «Наверху». Смотреть ее надо с поднятой головой
Смотреть вверх, чтобы увидеть
Смотреть вверх, чтобы увидеть / Д. Абрамов / Ведомости

В тексте к выставке «Наверху» говорится, как наша повседневная культура изменила восприятие высокого и возвышенного. Но в реализации сложный замысел сводится к тому, что художники просто играют со зрителем.

Речь не обязательно идет о подвешивании предметов к потолку, хотя так сделало большинство участников: Жанна Кадырова, Валерий Чтак, Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Роман Мокров и другие. Некоторые требуют от зрителей сделать усилие большее, чем поднять голову.

Участники группы «МишМаш» закрепили на стене четыре лестницы, венчаемые небольшими коробами, в которых скрыты композиции из земли и крохотных объектов. Чтобы их разглядеть, нужно залезть на лестницу. Дуэт «ЕлиКука» предлагает попрыгать на батуте, чтобы увидеть, что показывается на видеопанели, подвешенной под потолком экраном вверх. А чтобы рассмотреть ожившие мозаики со станции «Маяковская», группа «Обледенение архитекторов», наоборот, заставляет присесть или даже прилечь.

Все художники постарались, придумали интересный ход, чтобы заставить зрителя сделать хоть какое-то усилие, а не просто фланировать от одной работы к другой. Но в результате экспозиция выглядит как цирковое пространство. Вместо дрессированных животных и фокусников - художественные произведения.

Простой и даже игривый иллюзионизм, представленный по чуть-чуть в отдельных работах, если посмотреть на выставку в целом, зашкаливает, что делает подход куратора Евгении Кикодзе вовсе не художественным, а «посмотрите, еще и такое бывает». Выставка оказывается, если воспользоваться выражением Сергея Эйзенштейна, «монтажом аттракционов». Произведения используются как фрагменты большой развлекательной мозаики. Получается, что кураторская идея вошла в конфликт с отдельными произведениями. Выходом в данном случае может быть отказ играть по заданным правилам, но так разрушается цельность проекта, да и не все на это решаются.

В этом смысле замечательно видео «Ты - чудо» Айдан Салаховой. С потолка небольшой комнаты на зрителя, как на жучка в коробке, смотрят улыбающиеся люди, перехватывая у публики первенство в любопытстве. Художница посмеивается: вы что, действительно серьезно к этому всему относитесь?

До 1 апреля