Социология Навального
Социологическая служба штаба Алексея Навального, точнее всех спрогнозировавшая его результат на выборах, займется локальными и общероссийскими исследованиямиСоциологическая служба предвыборного штаба Навального станет постоянным подразделением Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и займется как проведением социсследований в масштабе страны, так и локальными опросами вплоть до отдельных районов Москвы. Как объяснил «Ведомостям» Навальный, официальная социология не вызывает доверия, по результатам имеющихся опросов невозможно составить представление о реальном положении дел в стране и отношении ее жителей к происходящему. Опыт работы службы при штабе оказался очень успешным, напоминает он: именно ее прогноз оказался наиболее близок к итогам голосования (см. график) - гораздо ближе, чем прогнозы «большой тройки» (ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр»).
Первым исследованием станет замер рейтингов кандидатов в мэры Новосибирска на весенних выборах, рассказал Навальный. Незарегистрированной Партии прогресса (в прошлом «Народный альянс»), которую он возглавляет, поступают предложения поддержать того или иного кандидата, выбор будет сделан после того, как социологи изучат уровень поддержки жителями города тех претендентов, которые идеологически близки партии. Ближе к выборам в Мосгордуму, в которых планируют принять участие и соратники Навального, будут проводиться замеры их рейтингов, а также партии и самого Навального - как по Москве, так и по стране в целом.
ФБК также хочет понять, насколько хорошо россиянам знакомы темы антикоррупционных расследований фонда и его инициативы, проводить регулярные исследования рейтингов и уровня доверия и одобрения президента, премьера и других наиболее значимых политиков.
Службу возглавит социолог Анна Бирюкова - она была организатором исследований штаба Навального во время кампании. Как и накануне выборов, к работе в службе привлекут волонтеров, прошедших специальную подготовку. По словам Бирюковой, это будет первая в России постоянно действующая социологическая служба, опирающаяся на работу волонтеров, а их участие сократит расходы.
По словам Бирюковой, залог достоверных результатов - точное соблюдение классических техник опросов и аккуратная работа с выборкой. Технические погрешности, в том числе при работе с телефонной базой, уменьшают стоимость исследования, но снижают качество и достоверность результатов, говорит Бирюкова. Поэтому служба не будет работать с какой-то определенной базой телефонных номеров: специально написанная для нее программа будет самостоятельно генерировать номер, ограничиваясь только телефонным кодом (стационарным или мобильным) нужного региона.
Большая тройка социологов использует для общероссийских опросов метод личного интервью на дому, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Для крупных городов опрос по городским и мобильным телефонам вполне нормален, но, если речь идет и об охвате сельской местности, где гораздо ниже уровень телефонизации, возникают вопросы, отмечает социолог. По его мнению, объективность волонтеров, которые работают за идею, тоже не очевидна - они могут невольно влиять на респондентов. По словам директора группы ЦИРКОН Игоря Задорина, качественные телефонные опросы по общероссийской выборке проводить можно, но создание публичных социологических служб при политических структурах - это нонсенс: отношение к их работе и готовность отвечать на их вопросы будет зависеть от отношения респондентов к самой структуре (партии или политику), в целом же в обществе нет запроса на появление еще одной социологической службы - скорее на большую объективность существующих.
Существующие методики работы поддаются совершенствованию, считает декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко: если вам не нравится температура за окном, это не повод ломать термометр.