История гражданского общества: Славянская зима

Для России события на Украине важны потому, что два народа связаны миллионами нитей, общностью языка, истории, веры
Для России события на Украине важны потому, что два народа связаны миллионами нитей, общностью языка, истории, веры / А. Астахова / Ведомости

Конечно, как и в любом широком народном движении, в новых революциях немало противоречивых тенденций и дискредитирующих основной принцип сил. Тут и национальный шовинизм, и религиозный экстремизм, и попытки возродить весьма порой несимпатичные былые исторические формы, и просто бандитизм. Но примечательно: эти окружающие основное движение силы нужны скорее не борцам за новое общество, а тем, кто желает сохранять как можно дольше status quo. Ведь захватившая власть и ресурсы страны клика, если в ее высшую миссию (освободителя мирового пролетариата от уз капитала или борца за национальную независимость, а тем паче путеводителя в царство Божие) народ перестает верить, крайне нуждается в социальной базе. Бандита и разбойника в чистом виде ни одно общество не потерпит - ведь честных людей бесконечно больше, чем грабящих их лихоимцев. Поэтому бандит государственного масштаба стремится выставить себя защитником или обездоленных, или единоверцев, или соплеменников, или какой-то иной большой совокупности. Там, где это удается, начинается гражданская война со всеми ее ужасами и непредсказуемостью, там, где не удается, - граждане отщелкивают изолгавшегося диктатора и его камарилью, как прихлопнутого комара. Увы, второе получается нечасто. Например, в Тунисе получилось - и Бен Али навсегда покинул страну. Получилось и в Грузии во время революции роз. А вот в Ливии и Египте не получилось вполне, а в Сирии и вовсе не получилось, и в Киргизии не вышло, и на Украине в 2004 г. В Ливии Каддафи смог противопоставить одни кланы другим, опереться на соплеменников - и потому кровавая и жестокая гражданская война. В Египте Мубарак ушел, но разгорелся застарелый конфликт между модернистами и мусульманами-фундаменталистами. И в результате генералы вернулись. В Сирии Башар Асад мобилизовал единоверных ему алавитов (нусайритов), которым грозят многие беды от восставшего против власти Асадов суннитского большинства страны. В Киргизии удалось во время тюльпановой революции юг противопоставить северу, Ош - Бишкеку. На Украине в 2004 г. г-н Янукович позиционировал себя как выразитель интересов русскоязычных юга и востока, ориентированных на «советские ценности», против националистического, щиро-украинского запада страны и киевской интеллигенции. И ему это долго удавалось.

Восточнославянские революции любят зиму. Оранжевая революция началась на Украине 22 ноября 2004 г. и продолжалась до повторного голосования второго тура президентских выборов 26 декабря. Белая революция в России началась 5 декабря 2011 г. митингом на Чистых прудах в Москве. В отличие от украинской революции 2004 г., приведшей к власти лидеров оппозиции, русская белая революция не увенчалась успехом - протест москвичей растаял летом 2012 г. И вот теперь вновь Украина. С 30 ноября 2013 г. Киев, а потом и всю страну сотрясает самый мощный гражданский протест на всем послесоветском пространстве за все послесоветское время. Эта новая зимняя революция уже получила на Украине имя революции достоинства. И имя это очень точно определяет характер нынешнего общественного возмущения.

Это первая революция на послесоветском пространстве, не связанная напрямую с выборами, точнее, с фальсификацией результатов выборов. Революция роз в Грузии, оранжевая революция на Украине, революция тюльпанов в Киргизии, массовые выступления в Ереване в конце февраля 2008 г., белая революция в России - все они произошли из-за махинаций власти с волеизъявлением граждан. Граждане желали, чтобы их воля действительно определяла, кому властвовать в их странах, а власть - по-советски - рассматривала выборы как средство узаконивания собственного господства над страной, как демократическую ширму диктатуры. То, что люди не были заодно с властью, то, что их волю надо было искажать, демонстрировало две реальности: во-первых, большинство граждан этой диктаторской властью не были довольны и, во-вторых, если не большинство, то многие верили в нужность демократии как принципа государственного устроения.

Европа не причуда интеллигентов

Ныне свершающаяся на Украине революция вызвана иным - игнорированием властью желания людей видеть свою страну в объединенной Европе. В штабе сопротивления два флага - флаг Украины и флаг Евросоюза. Единство с Европой вовсе не вкусовая или культурно-географическая причуда интеллектуалов. Для большинства украинцев это их хлеб насущный. Ведь из-за нищенских зарплат и колоссальной безработицы множество граждан Украины вынуждены искать работу в странах Европы - от соседней Польши до далекой Ирландии. Сейчас украинцы в Европе - люди третьего сорта, бесправные гастарбайтеры, которые не могут рассчитывать на равную с гражданами Евросоюза защиту своего труда, пенсии, зарплаты, бесплатное медицинское обслуживание. Для них крайне сужены возможности легального трудоустройства. Болгар, румын, хорватов, поляков, литовцев всегда предпочтут им, обязаны предпочесть - ведь они граждане Евросоюза. А для молодежи закрыт бесплатный, по еврогрантам, доступ в европейские университеты, школы, профессиональные училища. Украинские проститутки на всех площадях Европы, украинские сиделки больных европейских стариков, прячущиеся от полиции и налоговой службы, в Италии или Испании - ныне печальная реальность. Но украинские девушки, будь Украина в системе Евросоюза, могли бы спокойно учиться и получать стипендию, а не продавать себя, а сиделки - сами лечиться или трудиться официально. И это весомый аргумент в пользу евроинтеграции.

Но нынешней украинской власти евроинтеграция не нужна, поскольку Евросоюз - это не только место трудоустройства граждан бедной страны, но и контроль еврочиновников над местной бюрократией, банками, денежными потоками, условиями труда и политическими процессами. Одна из потенциально богатейших стран Европы - страна черноземов, угля и стали, страна трудолюбивого и опрятного народа - по факту является одной из беднейших. Почему? Потому что в стране безраздельно властвуют бандитские кланы, которые политологи культурно именуют ФПГ, - финансово-промышленные группы, завладевшие всей приносящей доход собственностью Украины. Совершенно серьезно говорят о том, какая ФПГ управляет Донбассом, какая - Запорожьем, какая - Николаевом. Нищета народа - прямое следствие его обворовывания этими ФПГ, которые крайне низко оплачивают труд, совершенно не заботятся о безопасности и социальной защищенности работников, а все дивиденды кладут себе в карман. Крайняя роскошь и всевластие немногих и крайняя нищета и бесправие почти всех остальных - следствие такой жизни.

В сущности, подобным образом живут все 12 стран бывшего СССР, не интегрированные в Евросоюз. Харьковский коллега недавно с горечью и сарказмом сказал мне: «Вся разница между Россией и Украиной ныне в том, что у вас правят бандиты государственные - КГБ, а у нас просто бандиты, а КГБ у них на посылках». Интеграция в Евросоюз, безусловно, сократила бы всевластие пресловутых ФПГ и пусть не сразу, но ликвидировала бы их. Работникам пришлось бы платить больше, социальные гарантии обеспечивать по полной, финансовую отчетность делать прозрачной, демократию и местное самоуправление - настоящими. Нынешней властвующей элите Украины это совершенно не нужно. Более того - это угроза самому ее существованию. Намного проще сотрудничать с Россией и Китаем, где власть живет по тем же понятиям.

То, что жизненно необходимо народу, то для властей Украины - смерть. И потому на Украине революция, и потому главный лозунг этой революции - «Зека - геть!», а главный принцип - «достоинство». Люди Украины отказываются быть рабами ФПГ, они желают быть полноправными гражданами Европы. В этом вся суть нынешнего протеста.

Связанные с выборами или не связанные, но все революции последнего десятилетия на послесоветском пространстве суть революции гражданского достоинства. И в этом они очень сходны с революциями «арабской весны», последняя из которых - в Сирии - все еще драматически продолжается. Граждане - или по крайней мере существенная их часть - стали и на арабском Востоке, и на послесоветском пространстве достаточно образованными и знающими, как устроена жизнь в странах «первого мира», чтобы захотеть и в своих странах устроить правление демократическое, распределение национального дохода более справедливое, контроль граждан над властью более эффективный. Не уезжать туда, а преображать свою родину - вот главный принцип этих новых революционных движений.

Но в последние славянские зимы маски были сорваны. В России зимой 2011-2012 гг. народ выступил против электоральных фальсификаций и против проглотившего Россию дракона. Плакаты требовали: «Верни нам нашу страну!», «За новые честные выборы!». Социальная база ускользала из-под ног правящего режима. Ему помогло то, что провинция еще не ощутила надвигающегося системного кризиса. Напротив, в 2011-2012 гг. экономика большинства регионов благодаря высоким ценам на нефть была на подъеме, а фальсификация выборов еще по-советски казалась делом привычным - «сами решат - нас не спросят». Да и раздражение было на протестующих горожан мегаполисов, в первую очередь на москвичей - «и так живут лучше всех - с жиру бесятся». Но такая социальная база режима неорганична, строится на легко изменяемых факторах. Это не национальность и не конфессиональная принадлежность. И она быстро размывается временем, новым опытом гражданской деятельности и особенно ухудшением качества жизни - а именно оно и происходит в России в течение последнего года. Власть в России имеет очень большие шансы в ближайшее время лицом к лицу встретиться с разгневанным обществом не только москвичей и петербуржцев, но и провинциалов.

А на Украине уже встретилась. Сила украинцев в том, что кроме ведущего слоя крупнейших университетских городов там есть еще семь западных областей, не бывших в составе СССР в самые страшные десятилетия большевистского режима, когда массовым террором, голодоморами, многомиллионными перемещениями населения, попыткой тотального уничтожения религии народы России были буквально смолоты в порошок. Кстати, совсем не случайно, что революция достоинства началась с ниспровержения того, кто положил начало гибели народов России, в том числе и на Украине, - с ниспровержения памятников Ленину в Киеве, Котовске, Фастове. Это очень верно направленное действие на искоренение зла.

Украина не расколота

Тем, кого судьба оставила за границами СССР в 1920-1930-е гг., исключительно повезло. Вторая мировая война, предвоенные и послевоенные репрессии, третий голодомор 1946-1947 гг. тоже были бесконечно страшны, но, как показывает социоисторический анализ, менее разрушительны для общества. В Галиции, на Волыни, в Закарпатье и Северной Буковине общество, хотя и сильно травмированное, но сохранилось, как сохранилось оно в странах Балтии, в Западной Белоруссии, Бессарабии и в трех крохотных районах России - Ивангородском, Печорском и Пыталовском. Западные украинцы - это не другой народ, это такие же украинцы, как слободчане или подоляне, но в силу исторических особенностей существования в ХХ в. сохранившие больше гражданской солидарности и общественной ответственности, чем на востоке Украины. Объединение киевских интеллигентов и простых парней-западенцев - это политическая сила. Но пока они оставались силой в себе, как это было и в 1990-е гг. и в 2004 г., пока говорили о своих проблемах, своем украинстве, своем Бандере - они были чужды восточным областям, и этим успешно пользовалась олигархическая верхушка.

Но 30 ноября 2013 г. они выступили от имени всей Украины и в интересах всей Украины. Ведь русскоговорящие жители Донецка или Запорожья живут ничем не лучше, а может быть, и хуже западенцев. И в Европу ездят на заработки не менее активно. Вот половина Мариуполя трудится в Греции. Майдану надо было подчеркнуть, что он отстаивает не украинство, а право на жизнь, не западенство, а гражданское достоинство всех людей Украины - и «щирых», и менее «щирых», и вовсе русских, татар, болгар, армян. Виталий Кличко специально выступал с трибуны и на русском языке, и священник из Харькова, извинившись перед украинцами, тоже говорил по-русски, как и некоторые другие ораторы. И никто освистан не был. А в Запорожье, Днепропетровске майданы и вовсе проходят на русском языке. Это верный политический выбор. Олигархи долго черпали силы из противоречий между востоком и западом страны. Но источник их силы иссяк - люди Украины за проблемами этнорегиональными, большей частью иллюзорными, увидели задачу подлинную, общенациональную: «Зека - геть!» - и отстаивают ее с поразительным упорством и мужеством. Исход революции достоинства еще не ясен. Не будем его предрешать. Но то, что произошло за эти два зимних месяца 2013-2014 гг. уже бесконечно важно и для самосознания народа Украины, и для России.

Для России события на Украине важны, во-первых, потому, что два народа связаны миллионами нитей - общностью языка, истории, веры, родством семей, дружескими узами. О происходящем в Киеве тут же узнают по всей Руси великой от Кенигсберга до Сахалина не только благодаря вездесущему интернету, но и по телефонным разговорам родственников, е-мейлам друзей. Тот же эффект был и у «арабской весны». Но важно не только это. Дело в том, что не раз в прошлом Великороссия через Украину могла войти в Европу. В 1399 г. великий князь литовский Витовт с огромной армией выступил против Орды, чтобы окончательно освободить от ига русскую землю, но не удалось тогда. На реке Ворскле западнорусские, немецкие и литовские полки были разбиты татарским полководцем Едигеем. Восточная Русь осталась под Ордой, отрезанная от Европы. В конце XVII в. царевна Софья Алексеевна и князь Василий Голицын хотели открыть Россию Европе через близкие нам Украину и Польшу. Вновь не удалось. Брат Софьи Петр сверг власть сестры и выбрал для нас иное - путь принудительной поверхностной германизации, путь крайне болезненный, породивший раскол общества, крепостное рабство, ослабление веры и в конце концов ужасную нашу революцию ХХ в.

Ныне, студеной славянской зимой, народ Украины вновь стремится проложить себе путь в Европу. Сможет ли проторить он этот путь, будет ли этот путь от нас или путь и для нас, людей России, - во многом зависит от нашего отношения к стремлению братского народа.