Банкир из Шоушенка
Майкл Бенанти провел 16 лет в тюрьме за попытку ограбить банк. А теперь стал банкиром. Его компания помогает заключенным проводить финансовые операцииРынок велик. 1,5
млн человек находится сейчас в тюрьмах США. По данным исследовательского центра Pew Research Center, около четырех американских заключенных из каждого десятка возвращаются в тюрьму в течение трех лет после освобождения. Открытие банковских счетов для заключенных могло бы снизить количество повторных преступлений, считают эксперты.
Сорокалетний Бенанти абсолютно уверен: люди, которые покидают тюрьму, имея личный счет в банке, гораздо реже совершают повторные преступления и, соответственно, реже возвращаются в тюрьму. Эту идею подтверждают исследования, проводившиеся в Великобритании. Некоторые британские банки сотрудничают с тюрьмами и уже открывали счета заключенным. Исследователи усмотрели связь между этими счетами и снижением количества повторных заключений под стражу. «Заключенные выходят из тюрьмы, и им есть что терять», - комментирует этот факт Бенанти.
Деньги не в коробке
Трудно сказать, сколько всего американских заключенных имеют банковские счета, тем более что они могут быть как личными, так и совместными с супругом. Бывшие узники из числа тех, кто пользовался услугами компании Бенанти, говорят, что более половины американских зэков не имеют собственных банковских счетов. У компании Бенанти Prisoner Assistant сейчас 300 клиентов.
Большинство американских заключенных могут пользоваться имеющими весьма ограниченное применение счетами для покупки товаров в тюремных магазинах и получения небольшой зарплаты за исправительные работы в тюрьме. Такой счет не представляет для них никакого интереса за пределами исправительной колонии. «Это то же самое, что держать деньги в коробке из-под обуви», - сетует Карл Надлер, который вышел из тюрьмы в октябре прошлого года после 15 лет заключения. Срок он получил за многочисленные угоны автомобилей.
На 12-м году жизни за решеткой Надлер увидел рекламу компании Prisoner Assistant в журнале Prison Legal News. Он обратился в компанию Бенанти с просьбой помочь ему положить на банковский счет деньги, которые завещала ему мать. Три года спустя он вышел из тюрьмы, имея уже трехлетнюю кредитную историю и $7500 необеспеченного кредита.
Prisoner Assistant требует, чтобы клиенты передавали ей право действовать от их имени и берет ежемесячную плату от $5 за управление банковским счетом заключенного. За $24 в месяц Prisoner Assistant помогает зэкам оплачивать счета и делать безналичные переводы. Компания также предоставляет клиентам услуги по получению кредитных карт и открытию кредитных линий. Пакет с наибольшим количеством услуг стоит $50 в месяц.
Финансовая грамотность
Кроме прочего компания Бенанти проводит для заключенных курсы по финансовому менеджменту и предоставляет персональные консьерж-услуги, помогая осужденным покупать книги, создавать собственные интернет-сайты и даже посылать цветы возлюбленным.
Весь этот перечень услуг просто необходим заключенным, уверен бывший зэк, 43-летний Брайан Уитэм из города Уинслоу в штате Мэн.
Уитэм был одним из первых клиентов Prisoner Assistant. Бенанти помог ему открыть счет в Wells Fargo, которым Уитэм потом пользовался для оплаты небольших покупок кредитной картой.
Уитэм провел в тюрьме почти 20 лет за вооруженное ограбление. Когда он вышел, деньги, накопленные на банковском счету, помогли ему начать новую жизнь. Он использовал их, чтобы в январе этого года поступить в один из техникумов штата Мэн.
В государственных исправительных учреждениях к компании Бенанти зачастую относятся с подозрением. Одни исправительные учреждения отказывались принять справки о состоянии счетов заключенных или передать кредитные отчеты, высланные узникам. Другие не соглашались нотариально заверить формы, необходимые для открытия банковского счета, рассказывает Бенанти.
Ничего предосудительного
В прошлом году американское федеральное бюро по тюрьмам временно изолировало Prisoner Assistant от ее клиентов, ссылаясь на требования безопасности. В результате компания лишилась нескольких заинтересованных инвесторов, рассказывает Бенанти. После этого чикагская юридическая фирма Winston & Strawn предложила Prisoner Assistant свои услуги на благотворительной бесплатной основе, так как она постоянно сталкивается с исправительными учреждениями и ведет юридические дела в этой сфере.
В 2011 г. Бенанти получил повестку явиться в суд. Службы безопасности Пенсильвании занялись расследованием того, чем занимается его компания. Дело было возбуждено по требованию местного органа по вопросам условно-досрочного освобождения. Суд так и не нашел ничего предосудительного в деятельности Prisoner Assistant.
Возможно, больше всего тюремные власти боятся того, что заключенные начнут манипулировать деньгами, которые оказались у них на счетах. Они, например, могут использовать их для таких преступлений, как дача взятки тюремщикам за незаконные поставки наркотиков в тюрьму, объясняет Макэндрю, бывший надзиратель одной тюрьмы во Флориде. Бенанти, со своей стороны, говорит, что отслеживает каждую банковскую транзакцию и каждый запрос клиента на предмет того, чтобы деньги не использовались в преступных целях. «В моей сфере невозможно работать, не принимая мер безопасности», - говорит он.
Пол Райт, главный редактор журнала Prison Legal News - его издает правозащитная организация Human Rights Defense Center, - поначалу скептически относился к Prisoner Assistant, но со временем он проникся к ней доверием. «Мысль о том, что у заключенных может быть какая-то жизнь за пределами системы карательных органов и тюрьмы, всегда вызывает враждебность. Но компания Бенанти действительно помогает бывшим заключенным начать новую жизнь, когда они наконец освобождаются из тюрьмы», - говорит теперь Райт.