От редакции: Рынок патриотизма
Символические «традиционные ценности» становятся маркетинговым ходом, который применяют уже не только государственные лоббисты, но и представители конкурентных секторов экономики.
Вчера Mail.ru Group сообщила, что решила расстаться с директором по маркетингу своего игрового подразделения Михаилом Кочергиным из-за некорректных высказываний последнего на заседании экспертного совета Госдумы. Кочергин заявил, что онлайн-игра World of Tanks является «кипрской, офшорной игрой» - «там люди на фашистских танках атакуют, расстреливают российские танки» - и что российских производителей игр надо защитить от иностранной экспансии. Кочергин не упомянул, что у Mail.ru есть похожая игра Ground War: Tanks, разработанная китайской компанией и тоже позволяющая выбирать любую сторону в симуляции военных сражений. То, что Mail.ru Group открестилась от заявлений менеджера, говорит о природе бизнеса в интернете, сопротивляющейся банальным попыткам монополизации.
Отключение телеканала «Дождь» операторы кабельных сетей объясняли «несоответствием редакционной политики принципам формирования пакетов» и репутационными рисками. Публичная мотивация, каковы бы ни были административные или бизнес-подробности конфликта, именно ценностная. Телевизионный рынок, в том числе кабельный, сильно монополизирован и зависит от государства - здесь патриотический маркетинг был успешен.
В случаях с World of Tanks и «Дождем» мы видим негативное использование «традиционных ценностей»: конкурент или контрагент объявляется непатриотичным и должен быть на этом основании подвергнут жесткому регулированию, а то и запрету на продолжение деятельности.
Позитивное использование «традиционных ценностей» можно заметить на рынке здравоохранения. Главный детский онколог Минздрава Владимир Поляков и главный онколог Москвы Анатолий Махсон сделали заявления, возмутившие многих: о том, что лечить больных за рубежом не надо, так как отечественная медицина вполне способна справиться с этим здесь. Правда, и тот и другой выразили беспокойство в связи с возможным сокращением финансирования и вероятным дефицитом лекарств. В словах онкологов, в общем-то, нет противоречия - врачи как бы говорят государству: смотрите, мы патриоты, поэтому выделите, пожалуйста, больше денег на медицину. Государство пока не ответило.
Многие отмечали, как в условиях проблем в экономике власть начинает активно эксплуатировать символические ценности в политике, чтобы сохранить свои позиции. Бизнес уже оценивает конкретный финансовый эффект от того, как государство - основной актор в экономике - отстаивает традиционные ценности. Эти ценности могут кого-то обанкротить, кого-то обогатить. Логично, что бизнес, как и лоббисты бюджетного финансирования, пытается встроиться в новую реальность.
Совсем недавно встраиваться надо было в систему госзаказов и мегапроектов, быть социально ответственным. Но символические «традиционные ценности» сами по себе еще не руководили бизнесом. Эта практика несет и важный риск: ты никогда не можешь быть уверен, что верна именно твоя версия патриотизма.