Сиротская доля
За год власти удалось убедить население в пользе запрета на иностранное усыновление. Согласно опросу «Левада-центра» (конец января, 1603 респондента в 45 регионах), относительное большинство граждан, 33%, считают, что надо полностью запретить выдачу сирот в США и Западную Европу. Еще 22% считают, что разрешать можно только в крайних случаях - при тяжелой болезни. 30% согласны разрешить, но требуют систематически контролировать детей в новых семьях. Год назад за полный запрет были 25%, а за разрешение в сочетании с контролем - 39%.
Изменилось за год отношение и к самому закону о запрете усыновления в США: положительные эмоции он вызывает у 57% граждан (из них 32% его целиком одобряют), отрицательные - у 19%. В январе 2013 г. его одобрял 51% (21% - целиком), а осуждали 30%.
С 36 до 41% выросло за год число уверенных в том, что больным сиротам лучше в российских приемных семьях, с 18 до 13% упало число сторонников западных приемных семей. Еще 11% (было 9%) - приверженцы государственных детдомов и интернатов.
Пропаганда сработала: основным источником информации остается телевидение, которое постоянно показывало страшилки о жестоком обращении с русскими сиротами в иностранных семьях и гораздо меньше - о жестокостях в самой России, констатирует член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. Люди поверили, что лучше оставлять детей на родине, но на количестве усыновлений, особенно больных детей и подростков, эта вера существенно не сказалась, продолжает она, и главного не сделано - не создана инфраструктура поддержки приемных семей, не развиваются альтернативные формы усыновления, а именно это нужно было сделать, прежде чем устанавливать запреты.
Изменилось и отношение к американскому «акту Магнитского», в ответ на который возник запрет на усыновление. Хорошо знают о нем, как и год назад, 15%, что-то слышали 52% (было 56%), возмущает он 12% (было 14%), а вот одобряют его всего 10%, а было 24%; равнодушны или не могут сформулировать о нем мнения 79% (было 62%). С 37 до 20% упала доля граждан, считающих, что он направлен против российских коррупционеров; с 9 до 11% выросла доля тех, кому «акт Магнитского» кажется направленным против Владимира Путина и его курса, а затрудняются его оценить 44% (было 29%).
Настороженность ко всему западному - базовое настроение общества, которое несколько поколебалось в 1990-е гг., а сейчас вернулось на прежний уровень, резюмирует замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: закон о запрете усыновления и прочие запретительные законы решили главную задачу - сплотить и стабилизировать путинский электорат.