Заправиться с пользой

Продукцию социальных предпринимателей пустили на АЗС «Лукойла». Инициаторы проекта рассчитывают привить автомобилистам моду на социальные покупки
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов / Фонд «Наше будущее

Яркие торговые стойки под вывеской «Больше, чем покупка» появились на этой неделе на двух АЗС «Лукойла» на Новорижском и Рублево-Успенском шоссе. Теперь здесь можно купить товары, произведенные социальными предпринимателями. Фермерские молочные продукты «Экокластер», войлочные игрушки творческой мастерской «Веселый войлок», сделанные руками многодетных мам из Рыбинска, валенки от Мастерской Черниковых и сувениры «Помогать легко!» и «Наивно? Очень» (их производство дает возможность бесплатного лечения и творческой реализации больных детей, а также подработку их семьям).

Инициатор проекта «Больше, чем покупка» - фонд поддержки и развития социального предпринимательства «Наше будущее» считает, что новый канал сбыта не только поможет предпринимателям с реализацией, но и научит рыночным реалиям. «Мы вместе с предпринимателями выбрали прежде всего ту продукцию, которая может пользоваться спросом на АЗС, - рассказывает директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. - Это сувениры. Из фермерских продуктов - пока только молочная продукция. Но ассортимент будет обновляться в зависимости от сезона и спроса. Самым ходовым товаром в первые же дни стали валенки от Мастерской Черниковых».

Пустить социальных предпринимателей на льготных условиях в торговый зал АЗС «Лукойла» президент нефтяной компании Вагит Алекперов пообещал в июне. Он вообще одним из первых в России стал поддерживать социальное предпринимательство, создав семь лет назад фонд «Наше будущее», и все это время активно следит за темой и не раз слышал о трудностях с выходом в торговые сети.

Большинство товаров и услуг социальных предпринимателей реализуется путем прямых продаж от производителя к потребителю, поясняет Зверева. Социальный предприниматель - чаще всего субъект малого бизнеса, которому важно сохранить маржу, минуя посредников и направляя средства на дальнейшее развитие. Себестоимость таких товаров высока, поэтому вход в торговые сети из за высокой наценки, достигающей порой 400%, сильно осложнен. «Лукойл» выкупает продукцию и реализует ее с 10%-ной наценкой, при этом не взимает с предпринимателей арендную плату.

«Поиск новых решений, связанных со сбытом продукции, для любого малого предпринимателя, уж тем более социальной направленности, - тема номер один», - признает Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития.

Зверева считает, что судить об успешности пилотного проекта можно будет через полгода. И тогда уже принимать решение об увеличении количества бизнесов, участвующих в проекте. В «Лукойле» первые итоги рассчитывают подвести уже через три месяца, сказал «Ведомостям» представитель компании Дмитрий Долгов. Если проект окажется коммерчески успешным, то к нему присоединятся и другие АЗС. На выкуп продукции социальных предпринимателей «Лукойл» потратит несколько сотен тысяч рублей. Точную сумму Долгов назвать отказался. Сейчас продукция выставлена на самых дорогих местах в торговых залах.

«Самая большая выгода в этом проекте - у покупателя, который получает возможность «легкой» благотворительности», - считает Зверева. Но при этом он не просто участвует в сборе средств для каких-то целей, а приобретает востребованные товары. Зверева рассчитывает, что со временем им удастся создать моду на «Больше, чем покупка» и люди будут делать осознанный выбор в пользу продукции компании, которая решает социальные проблемы, как это сегодня принято в Европе.