Цветы приплывут по морю
На смену самолетам, которые сейчас доставляют срезанные цветы по всему миру, скоро могут прийти контейнеры: развивать этот бизнес взялся крупнейший в мире судоходный оператор A.P. Moller-MaerskДатская A.P. Moller-Maersk совместно с бостонской дизайнерской фирмой Primaira разрабатывает холодильные контейнеры для морской транспортировки срезанных цветов. Таким образом она надеется получить свою долю на рынке объемом $14 млрд. Для реализации проекта в стандартных контейнерах, оснащенных рефрижераторами для перевозки замороженной продукции, будет установлена специальная система с использованием концентрированного озона. Она позволит избавиться от плесени, грибков и бактерий.
Maersk и Primaira рассчитывают, что новая технология способна увеличить продолжительность жизни роз, гвоздик, тюльпанов и других популярных цветов. Подобные системы обычно применяются при поставках свежих продуктов.
Если использование новой технологии будет успешным, корпорации, занимающиеся морскими перевозками, выйдут на заветный для них рынок доставки цветов. До сих пор из-за короткой продолжительности жизни цветов на нем доминируют авиакомпании. Аналитики считают, что транспортировка цветов по морю, а не по воздуху может способствовать сокращению издержек на 80% - как для производителей, так и для транспортных компаний.
По оценкам Maersk, сегодня уже четверть мирового рынка доставки цветов использует для перевозки морской транспорт. Но срок такой доставки пока ограничен 10 днями. Годовой объем мирового оборота цветочной продукции составляет 700 000 т. По расчетам компании, в перспективе по морю можно будет транспортировать около половины этого объема при условии, что срок жизни наиболее популярных видов цветов удастся увеличить вдвое. «Наша цель - доставлять цветы от производителей потребителям таким образом, чтобы они могли оставаться свежими еще семь дней», - заявляет коммерческий директор подразделения по производству контейнеров Maersk Сорен Йоханнсен.
Новые контейнеры появятся на рынке летом. Maersk и Primaira планируют продавать их другим судоходным компаниям, в том числе Maersk Line, которая является крупнейшим в мире перевозчиком по объему мощностей. Йоханнсен прогнозирует, что сначала судоходные компании станут использовать новые контейнеры на популярных маршрутах, которые сейчас обслуживают авиалинии, - например, для перевозки кенийских роз и гвоздик в Европу. Другим популярным местом назначения являются США, куда из Нидерландов доставляются тюльпаны, а из Колумбии - орхидеи и подсолнухи. «Если технология будет успешно работать, транспортировка цветов подешевеет в 4 раза по сравнению с их перевозкой по воздуху», - говорит аналитик из Braemar Seascope Джонатан Роач. По его словам, этот проект может потенциально стать основным источником прибыли для Maersk.