Налоги: Сначала должно быть выгодно
«Дорожные карты» России или, например, мои, как уполномоченного, действия по обеспечению безопасности бизнеса или созданию бизнес-среды - это очень важно. Но важно только в дополнение к регулированию экономики: сначала должно быть выгодно, а потом уже удобно и безопасно.
Другое мнение
Илья Трунин: Муамар Каддафи в марте 2011 г. отменил все налоги в Ливии. Почему-то не пошел бизнес туда, режим рухнул в октябре. Наверное, я согласен с критикой в адрес Минфина - мы действительно не уделяем достаточно внимания стимулированию экономики, не хотим снижать ставки основных налогов, слишком медлим с введением налога на недвижимость и, действительно, правительство очень быстро и без должного обсуждения вносит в Госдуму законы, которые быстро принимаются. Не хотел бы оправдываться, но хотел бы объяснить, почему так происходит. Задача Минфина - не только создание стимулов экономического роста, но и обеспечение сбалансированного бюджета. По большому счету федеральный бюджет формируется за счет трех основных источников: НДС, НДПИ и экспортные пошлины. Поступления от НДПИ и пошлин сильно волатильны, зависят от цен на нефть. Поэтому опасно проводить эксперименты с НДС, доходы от которого в период кризиса, когда упали цены на нефть, показали наибольшую стабильность. Про налогообложение недвижимости - кадастр готов. Были достаточно быстро приняты поправки по налогу на имущество организаций. И нам предстоит переход на использование кадастровых данных для расчета налога на имущество физических лиц. Есть политические сложности, и переход задерживается. Но если мы не будем использовать кадастровую оценку для налогообложения имущества физических лиц, то этот налог можно просто отменять, так как доходов от него не будет: база для существующего налога на недвижимость по новым объектам уже не создается. А ситуация, при которой с части объектов взимается налог, а часть от него освобождена, достаточно странная с точки зрения справедливости налогообложения. Эти вопросы надо обсуждать, но с точки зрения не только создания стимулов для развития бизнеса, но и интересов бюджета.
Налоговая, тарифная, денежно-кредитная политика - ключевые факторы для создания инвестиционного климата. У нас основная проблема в этой сфере - стагнация экономики, сегодня можно даже говорить о стагфляции. Наша юрисдикция стала невыгодной для инвестиций.
Раньше риски с лихвой компенсировались огромной прибыльностью за счет внутреннего спроса, который был главным драйвером развития нашей экономики (и продолжает им оставаться). Инвестировать в Россию было выгодно: низкие заработные платы, сравнительно низкие налоги, возможность внешнего фондирования (в случае иностранных инвесторов) и сравнительно выгодные тарифы. Но сегодня из-за стагнирования выгодно меньше, а риски примерно прежние.
Необходимо снижать налоговую нагрузку, прежде всего на производство, на бизнес, на тех, кто создает прибавочную стоимость. Снижать за счет налога на потребление (как во всем мире) и акцизов - на табак, на алкоголь и также в части природной ренты. Налоговые маневры сегодня необходимы, и Минфин, сдерживая эти процессы, подвергает нашу экономику серьезным рискам.
Очень выгодная для бизнеса налоговая реформа в 2002 г. была для того времени успехом. Тогда надо было все консолидировать, выходить из хаоса 1990-х гг., когда налоги никто вообще в принципе не платил. Цель была - бюджетная дисциплина, налоговая дисциплина, стабильность. Сегодня цель другая - развитие. Если мы дальше будем заниматься стабилизацией (собственно, тем, что мы делали неэффективно с 2006 г.), мы практически остановим экономику, что сегодня и происходит. Нужно менять налоговую политику и нацеливать ее на развитие, на экономический рост.
Структура налогов должна быть другая. НДС - самый сдерживающий налог для бизнеса, и НсП (налог с продаж) - хорошая альтернатива. Минус перехода на НсП - революционность и сложность собственно перехода. Поэтому НсП можно сочетать с другим налогом - так называемым прямым НДС: он начисляется на амортизацию, прибыль, выплаты в страховые фонды, фонд оплаты труда.
Налоговая политика должна стимулировать инвестиции. Налоги должны быть значительно меньше для развивающихся предприятий, которые инвестируют в производство. Налоговые каникулы по налогу на прибыль малому бизнесу ничего не дадут, потому что спроса нет от малого бизнеса - они заняли все, какие могли, ниши и могут развиваться только за счет освоения новых. Нужны налоговые зачеты - например, 25% от стоимости инвестиций в новые технологии и в покупку оборудования, в сооружение новых технологических производств, в НИОКР. Зачеты по всем видам налогов (на прибыль, имущество, НДС), кроме страховых платежей.
Можно снижать налоги на производство, но есть способы компенсировать снижение доходов по отдельным видам налогов. Вот говорят об абсолютно негативном эффекте налога на недвижимость. Налог на недвижимость нужен, во всем мире он есть. Но у нас сегодня за огромные объекты недвижимости платятся копейки, это [губернатор, с января 2014 г. - и. о. губернатора Кировской области Никита] Белых подсчитал по Кировской области, что администрирование - высылка счетов на оплату налога на имущество физических лиц - составляет 24 руб., а средний доход от этого налога с человека - 22 руб. То есть налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц - убыточный, а ведь здесь есть огромный потенциал. Просто надо было вовремя все сделать - связать налог с кадастровой стоимостью. Например, Украина уже давно связала налог на недвижимость с метражом площадей и имеет доход от него.
Или прогрессивный налог на землю. За огромные площади на балансе предприятий (в основном предприятий старого толка) они платят копейки, и земля не в обороте. Потенциал в том, чтобы экономическими методами стимулировать продавать такую землю. Также огромное количество сельхозземель стоит незасеянным, потому что это объект спекулятивных инвестиций: купили за копейки (тем более через паи выкупили), и она стоит, ждет настоящей цены.
Вполне целесообразно повышение налога на дивиденды. У нас налог на дивиденды ниже налога на НДФЛ, и выгоднее платить налог на прибыль через дивиденды. Так что это еще один потенциал для доходов бюджета страны.