Принесите на работу личный телефон

Сотрудники американских компаний стали чаще пользоваться в рабочих целях личными телефонами и компьютерами. Но мало кто из них догадывается, чем это чревато
Chris Ratcliffe
Chris Ratcliffe / Bloomberg

В октябре прошлого года житель Нью-Йорка и независимый консультант Майкл Ирвин, выходя из ресторана, заметил, что его мобильный телефон в очередной раз совсем разрядился. Некоторое время спустя он его подключил и... застыл в изумлении. Кто-то удалил всю информацию, которая в телефоне содержалась. Исчезли личные электронные письма, контакты, семейные фотографии, приложения и музыка, которую он закачал. Телефон выглядел так, будто «он только что сошел с конвейера фабрики», сокрушается Ирвин.

Сколько их. 21%

американских компаний дистанционно удаляют информацию из личного телефона или компьютера сотрудника в день, когда его уволили или он ушел по собственному желанию, - такие данные приводятся в исследовании компании по защите интеллектуальной собственности Acronics

Дело было не в поломке. Телефон очистила от информации компания AlphaCare, где он был штатным работником с апреля того же года. В этот же день Ирвин получил письмо со своего корпоративного адреса в AlphaCare. В нем подтверждалось, что компания стерла всю информацию из его телефона.

Джоэл Ландо, председатель совета директоров AlphaCare, отказался подтвердить, что телефон Ирвина был очищен от информации. Он только предоставил копию документа, в котором описана корпоративная политика компании в сфере BYOD. Ирвин сказал, что ему никогда не выдавали копию этого документа.

Короткая память

В последние два года в корпоративных документах американских компаний появилась странная аббревиатура - BYOD. Расшифровывается она как bring your own device, что означает «принесите на работу свой личный девайс». Компании все чаще позволяют сотрудникам использовать в рабочих целях личные телефоны и компьютеры. Но постоянное использование на работе личных средств электронной коммуникации породило проблему. Стоит человеку уволиться, как вся информация с его девайса стирается, иногда - после едва заметного для пользователя предупреждения, а иногда - и вовсе без него. Случается, это происходит, когда человек все еще продолжает работать в компании.

«Зачистка» телефона - одна из проблем, которая возникает из-за стирания границ между профессиональной и личной жизнью. Работодатели ждут, что сотрудник будет доступен 24 часа семь дней в неделю, но далеко не всегда обеспечивают его для этого необходимым оборудованием. Работник оказывается в трудном положении. Он должен либо согласиться с тем, что из его телефона сотрут всю личную информацию, либо отказаться использовать в рабочих целях личные девайсы, что может быть воспринято как отлынивание от работы.

Повод для суда

Сейчас действия работодателей не выходят за законные рамки, говорят юристы по американскому трудовому праву. Так происходит оттого, что законодательство и правовая практика не поспевают за темпами развития технологий. Американская ассоциация специалистов в сфере управления персоналом (SHRM) в ноябре прошлого года официально предупредила компании, которые в нее входят, о том, что «уже в ближайшие дни или месяцы «зачистка» телефона может стать предметом судебного разбирательства».

Если работодателю нужно удалить из телефона сотрудника какие-либо корпоративные данные, то работник должен быть заранее об этом предупрежден. Ему понадобится какое-то время, чтобы скачать личную информацию, говорит Льюис Молтбай, основатель американского национального института по защите прав работников. Вместо этого большинство работодателей «идут по пути наименьшего сопротивления, мало задумываясь о последствиях содеянного для работников», поясняет он.

Во многих компаниях существуют формальные пользовательские соглашения, которые высвечиваются на экране, когда сотрудники подсоединяются к почте или корпоративному серверу через личный девайс, добавляет он. И хотя в соглашении недвусмысленно сказано, что компания может дистанционно очистить от информации личное электронное приспособление пользователя, сотрудники часто даже не читают написанного. Большинство автоматически нажимает кнопку «я согласен».

Не подписывать вслепую

Филипп Гордон, сопредседатель подразделения по защите информации и проверке данных юридической фирмы Littler Mendelson, слышал от двух клиентов истории о том, как их сотрудники требовали денежную компенсацию за то, что их телефоны очистили от информации. В одном из двух случаев у сотрудника пропали фотографии умершего родственника. Оба дела так и не дошли до суда. Но Гордон говорит, что в подобных делах работники могут опираться на законы, которые защищают права жертв хакерских атак.

За два года большинство крупных компаний успели установить у себя компьютерные системы управления мобильными девайсами. Последние версии этой программы позволяют компьютерному отделу компании как скальпелем вырезать из личных девайсов сотрудников всю связанную с работой информацию, говорит Лоренс Пингри из исследовательской фирмы Gartner. По его мнению, это самый лучший способ защищать свою интеллектуальную собственность, не нарушая при этом прав работника.

Тем не менее Гордон из Littler Men­del­son советует заключать пользовательское соглашение с работодателем и четко прописывать в нем, что случится с мо­бильным телефоном в случае увольнения сотрудника из компании. Кроме того, говорит он, работник должен регулярно подсоединять свой девайс к облачному хранилищу или к домашнему компьютеру, чтобы скачать личную информацию. Для работодателей это все равно опасно, поэтому они должны запрещать сотрудникам скачивать корпоративную информацию. Если же запретить полностью невозможно, то хотя бы следует прописать этот пункт в корпоративной политике. «Правда, трудно сказать, станут ли сотрудники следовать этой политике», - заключает Гордон.