Налоги: Что и когда мы можем себе позволить
KPMG International
Консалтинговая сеть. Выручка в финансовом году, закончившемся 30 сентября 2013 г., - $23,42 млрд.
Любишь - женись
Марина Зайкова, председатель налогового комитета «Деловой России»: Я представитель среднего бизнеса. И нам хотелось бы, чтобы в отношениях бизнеса с государством происходило то же, что между мужчиной и женщиной, когда мужчина ухаживает: любишь - женись. Делайте поступательные шаги: дарите кольца, знакомьтесь с родителями, т. е. улучшайте налоговый климат с помощью законов и подзаконных актов. Дело в том, что, после того как заработает «дорожная карта» по улучшению налогового администрирования, мне кажется, административные ресурсы улучшения системы будут исчерпаны. К 2015 г., как указано в «дорожной карте», составление налоговой отчетности будет занимать 160 часов, и мы уже не сможем сократить это время до двух часов. Единственный ресурс улучшения системы - это сакцентировать налогообложение на физических лицах, на потреблении. И еще мы бы хотели видеть стратегию развития налоговой системы, играть вдолгую - на 5-10 лет вперед, понимать, куда мы идем.
Сейчас на площадке «открытого правительства» мы обсуждаем основные направления налоговой политики. Но, мне кажется, уходит из поля зрения главное: а чего мы вообще хотим от налоговой системы? Пару лет назад президент сказал, что мы должны добиться конкурентоспособной налоговой системы, которая способна привлечь инвестиции в Россию и обеспечивает необходимую отдачу на капитал. Можем ли мы сказать, что наша налоговая система является конкурентоспособной? И да, и нет. Я согласен с Минфином: наша система по уровню ставок сопоставима с ведущими европейскими и североамериканскими государствами. Абсолютно правильно. Но вопрос заключается в другом: а мы можем себе позволить такую налоговую систему, которая позволила бы нам конкурировать с Германией, Францией и другими ведущими странами? Представляете, если мы сейчас скажем: цены на «Жигули» аналогичны ценам на «Мерседес»? Это говорит о том, что наш автопром конкурентоспособен? Конечно же, нет. Потому что при такой цене потребитель однозначно отдаст предпочтение «Мерседесу». Поэтому не нужно замыкаться только лишь на налоговых ставках, которые у нас действительно конкурентоспособны. Я надеюсь, что мы можем ставить вопрос о снижении налогового бремени. Не о снижении ставок или сокращении налоговой базы. К этому, возможно, имеет смысл вернуться через пару лет, если у нас нормализуется ситуация с бюджетом. Но есть и иные резервы, которые мы можем задействовать, чтобы снизить, как минимум, административную нагрузку на бизнес. И кстати, и на госорганы тоже. Навскидку можно назвать, например, переход на уплату налога на прибыль не помесячно, а поквартально - авансовые платежи. Сегодня это возможно только для очень небольших предприятий. Отмена НДС с авансовых платежей. Эта мера не повлияет на бюджет, зато и налогоплательщики, и налоговые органы вздохнули бы с облегчением. Главная проблема с НДС - это не его ставка, а порядок исчисления и уплаты. Сегодня внедрение электронного оборота во многом тормозится только из-за того, что в силу специфики бизнеса некоторые компании получают счета-фактуры позже, чем совершается операция. Это означает, что при введении электронного документооборота они вынуждены тратить как минимум один налоговый период для того, чтобы заявить вычет. Переход на заявление вычета в момент, когда совершена операция, а не в момент, когда получен счет-фактура (пусть хотя бы в случае, если счет-фактура получен до составления электронной налоговой декларации), во многом бы упростил жизнь налогоплательщику и налоговым органам. Я думаю, что резерв для снижения административных издержек очень велик.