Налоги: Что делать, если плохо с экономическим ростом
Предложения правительства в налоговой сфере обычно содержатся в «Основных направлениях налоговой политики», которые традиционно появляются в I квартале года. В этом году с участием «открытого правительства» формирование документа уже началось. Однако официального проекта нет, поэтому я бы хотел говорить не столько как представитель Министерства финансов, а как инспектор - в этом случае моя точка зрения может не совпадать с точкой зрения министерства.
Чем будет определяться налоговая политика в ближайшие годы? С моей точки зрения, они пройдут под знаком того, что в бюджетном мире называется консолидацией. Дефицит бюджета нарастает, многие проблемы в разных сферах требуют дополнительных расходов бюджета. Сокращать расходы, увеличивать доходы - это очевидные шаги. Что касается налогов - есть установки от руководства: налоговая политика не должна препятствовать предпринимательской деятельности и должна стимулировать ее развитие. В условиях замедления экономического роста трудно поступать иначе. Поэтому движения по увеличению ставок основных налогов, скорее всего, поддержаны не будут.
Каким образом проводить бюджетную классификацию в условиях заданных ограничений? Есть разные инициативы, чтобы проанализировать эффективность налоговых льгот, выяснить, нужны ли новые и отменять ли старые. Очень важна тема антиофшорной политики: когда мы не хотим повышать ставки основных налогов и хотим развивать стимулы, нужно минимизировать уклонение от налогового обложения. Антиофшоризация экономики, прозрачность ведения бизнеса - тема, которая активно обсуждается на международном уровне; Россия всячески продвигала эти инициативы, когда председательствовала в G20. Поэтому решение в области антиофшорной политики, в том числе в налоговой сфере, будем принимать в ближайшее время.
В среднесрочной перспективе будем обращать внимание на стимулирующие меры, в том числе инструменты по налогу на прибыль. В качестве пилотного проекта, наверное, будет отрабатываться в Сибири и на Дальнем Востоке новый инструмент для индивидуальных предпринимателей. С чем это связано - понятно: экономический рост замедляется - трудовые ресурсы будут высвобождаться; важно, чтобы переход от работы по найму в сектор предпринимательства был связан с как можно меньшими налоговыми проблемами.
Еще один аспект, который живо обсуждался в последний год, - налогообложение добычи и экспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Я не готов говорить о конкретных решениях, которые будут приняты и которые готовятся. Но в ближайшие годы нам вместе с налоговой службой предстоит реализовывать пакет законодательных решений, принятый в этом году, - три или даже четыре крупных блока. Новые льготы и новые принципы администрирования НДПИ по трудноизвлекаемым запасам углеводородного сырья. Принципиально новые подходы к налогообложению прибыли при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе. И новая формула НДПИ на газ. Отдельная тема - налоговые маневры: постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и адекватное повышение НДПИ. Это, безусловно, повлияет на состояние газового сектора, на уровень его налоговой нагрузки, на уровень бюджетных доходов, уровень цен на внутреннем рынке. В этих условиях нам придется жить в ближайшее время, и вряд ли эти решения можно корректировать. Потому что это эволюционные инструменты для нашей налоговой политики и налогового администрирования.
Еще одна тема, напрямую, может быть, не связанная с налогами, - Таможенный союз. Мы заявили, что с 2015 г. степень интеграции будет повышена - и это существенно для федерального бюджета, поскольку большая часть доходов связана с налоговыми поступлениями, с экспортными пошлинами, вывозом углеводородного сырья. В связи с единым экономическим пространством возникают определенные вызовы. Как решать проблемы - для этого есть впереди целый год.