ЕС - Россия: Россия и Европа расходятся после 25 лет попыток преодолеть раскол

Россия и Западно-Центральная Европа, объединившаяся в ЕС, вновь расходятся после того, как на протяжении четверти века пытались преодолеть исторический раскол
Россия и Западно-Центральная Европа, объединившаяся в ЕС, вновь расходятся после того, как на протяжении четверти века пытались преодолеть исторический раскол / М. Стулов / Ведомости

Долго откладывавшаяся встреча РФ - ЕС на высшем уровне состоялась. Формат переговоров и состав их участников были существенно сокращены. Результаты разговора более или менее предсказуемы. После саммита стороны разойдутся - вероятно, на большее расстояние, чем до сих пор.

Отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом нуждаются в пересмотре. Базовая установка ЕС - долгое время поддерживавшаяся российской стороной - на то, что эти отношения должны быть направлены на все более тесную ассоциацию между ЕС и его самым крупным соседом, уже не действует. Появившаяся в последние годы в Москве установка на формирование равновесных отношений между ЕС и создаваемым Евразийским союзом в рамках «большой Европы» не находит поддержки в Брюсселе и, что более важно, пока еще не приобрела надежной опоры в виде самого «восточного союза».

Сейчас РФ и ЕС являются крупными торговыми партнерами. Между ними развиваются все более тесные деловые, научные, культурные связи, контакты между людьми. Интенсивность этих контактов беспрецедентна. В то же время в политической плоскости в последние два года эти отношения стали более конкурентными. Идея обустройства «восточных подступов» к ЕС, облаченная в форму «Восточного партнерства», столкнулась с идеей создания крупного геополитического объединения на платформе Таможенного союза. В результате Украина превратилась в невралгическую точку в отношениях РФ - ЕС.

К политической конкуренции добавилась конкуренция ценностная. Российское государство отказалось от следования за Западом как магистрального пути национального развития и заявило о своем ценностном самоопределении как носителя особой цивилизации, уходящей корнями в православие, но обогащенной столетиями сожительства народов в границах евразийской империи. Тот ценностный разрыв, о котором привыкли говорить в Евросоюзе, не только подтвердился, но и существенно углубился.

На таком фоне разногласия вокруг Третьего энергопакета ЕС, безвизового режима для обладателей служебных паспортов РФ или ситуации с правами человека выглядят частностями. Россия и Западно-Центральная Европа, объединившаяся в Европейском союзе, вновь расходятся после того, как на протяжении четверти века - после знаменитой речи Михаила Горбачева об «общем европейском доме» и последовавшего затем падения Берлинской стены - пытались преодолеть исторический раскол.

Размежевание Европы не предвещает новой холодной войны. В современном мире, где конфронтация между крупными игроками признана и опасной, и ненужной, сотрудничество и соперничество между государствами и их союзами идут рука об руку. Конкуренция при этом не только держит игроков в форме, но и создает условия для их кооперации. Более того, государства и их производные являются одновременно игроками и регуляторами, но не монополистами международных отношений. В Европе, в том числе в российско-еэсовских отношениях, роль негосударственных игроков велика, как нигде в мире.

Сказанное означает, что на ближайшую перспективу отношения РФ - ЕС будут транзакционными, а не стратегическими. Есть большой массив практических дел: от технических стандартов до таможни и виз. Есть динамично развивающаяся ситуация на Украине, которая требует такого уровня взаимопонимания между Москвой и Брюсселем, а также столицами стран ЕС, который контролировал бы риски для отношений РФ - ЕС. Есть острые разногласия по ряду вопросов, которые требуют каких-то решений (энергетика) либо как минимум серьезных обсуждений (права человека).

Европейский союз находится в процессе трансформации, толчком к ней стал кризис, из которого Европа постепенно выходит. «На выходе» ЕС будет выглядеть во многом иначе, чем «на входе» пять лет тому назад. Впервые по-настоящему интересными обещают быть выборы в европейский парламент весной этого года. Многое будет зависеть от того, какие персоны сменят к концу 2014 г. нынешних глав Европейского совета, Европейской комиссии и Европейской внешнеполитической службы.

Важен, конечно, не столько личностный фактор, сколько авторитет и политический вес членов новой команды европейских лидеров. Еще важнее вопрос формулы лидерства в самом Европейском союзе. Ясно, что исторический франко-германский тандем не подлежит восстановлению. Захочет ли Германия играть явно лидирующую роль в ЕС? Получит ли она необходимую поддержку со стороны влиятельных стран-членов, скажем, Франции и Польши, которые составили бы две другие стороны треугольника с вершиной в Берлине?

В любом случае очевидно, что отношения России и Германии становятся важнейшей составляющей отношений РФ - ЕС. Именно они определят основное направление и преобладающий характер этих отношений. В Берлине недавно создана новая правящая коалиция, внутри которой заметно стремление придать отношениям с Россией более осмысленную стратегию. Наступает время для серьезного российско-германского диалога не только по двусторонним, но и по общеевропейским вопросам. Параллельно необходима активизация двустороннего политического диалога с другими европейскими странами, включая Польшу.

2014 год - это также год становления Евразийского союза. Здесь, как известно, есть тоже немало вопросов об объеме, глубине, параметрах и институтах интеграции. Действуя без спешки, на основе добровольного консенсуса стран-участниц, можно создать надежную платформу взаимовыгодного взаимодействия. Спешка и нажим, напротив, могут сделать всю конструкцию хрупкой и непрочной. Становление Евразийского союза ставит также вопрос о его международном признании. Если этот интеграционный проект будет успешным, то в перспективе появится потребность в институциональных контактах Евразийского союза с ЕС.

Такие контакты, тем более институализированные, - дело неблизкого будущего. Пока же Москве есть смысл взять паузу. Вряд ли надо проводить новый саммит РФ - ЕС в середине года. Две встречи на высшем уровне в год - в принципе, слишком много, учитывая сложившийся характер отношений между РФ и ЕС и перспективы их развития. Нужно дождаться прихода нового руководства в Брюсселе, и нужно дать этому руководству время, чтобы определиться с подходом к отношениям с РФ. Возникающую паузу нужно использовать для интенсивных рабочих контактов с ЕС по конкретным вопросам и поиска основы для выстраивания стабильных долгосрочных отношений с Германией и другими ключевыми странами Европы.