Регуляторы: Москва взяла на себя функции координаторов
Мы пытаемся со своей стороны проводить в жизнь следующую концепцию - создавать точки роста с рабочими местами, вокруг которых менять жизненную среду, а не наоборот. Потому что легко построить жилые дома, а потом вокруг офисы, торговые центры, и можно сказать, что там тоже создаются рабочие места, но это другая история. Чтобы было понятно, о чем я говорю, - мы сейчас находимся на технополисе «Москва», и буквально два года назад здесь не было вообще ничего, ни одной технологичной компании. Сегодня здесь работают десятки компаний со специалистами мирового уровня. И мы хотим, чтобы этот технополис стал одной из точек роста, которые меняют районы. Начинали мы только с производственных помещений, а сегодня начинает преображаться территория вокруг. Технополис взял кредит на выкуп соседних административных зданий, наши коллеги урбанисты сделали концепцию развития Южного порта, которая позволяет как раз расти от мест приложения труда к жилью, ко всей необходимой инфраструктуре, а не наоборот.
Алексей Комиссаров
В 1994 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт по специальности «инженер по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей». В 2003 г. получил степень МВА Kingston University. В 1993 г. основал собственный бизнес, создав компанию «Авторемонтные системы». В 2009 г. - преподаватель курса «Предпринимательство» в совместной программе МВА Kingston University и Академии народного хозяйства при правительстве России. В 2011 г. - руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.
Россия в Doing Business
Страны, решившие упростить жизнь бизнесу и продвинуться в рейтинге Doing Business, начинают с простого - с бюрократических барьеров: сокращают число процедур, пересматривают тарифы, вводят электронные системы. Чтобы подняться на высокую позицию в Doing Business, нужно проводить реформы и в правовых сферах, наращивая темпы. Оценка одного из трех индикаторов, характеризующих уровень правовых институтов, - обеспечения исполнения контрактов - у России самая высокая из всех 10 показателей рейтинга: деятельность Высшего арбитражного суда (ныне объединяемого с Верховным) - единственный критерий, по которому Россия входит в мировой топ-10. По двум остальным - защита прав инвесторов и разрешение проблем неплатежеспособности - положение в рейтинге ухудшилось: минус две ступени, 115-е и 55-е места соответственно. В этих сферах ничего не изменилось, просто другие страны были активнее. Если остановиться на достигнутых преобразованиях, можно быстро скатиться вниз, так как другие страны будут бежать быстрее. Например, по доступности кредита Россия согласно «дорожной карте» должна подняться с 98-го места выше 20-го, но отсутствие преобразований приводит к обратному: Россия опустилась со 105-го места на 109-е.
Поддержка столицы
- субсидирование лизинговых платежей - до 100 млн руб. на одно предприятие (25% затрат); - субсидирование получения сертификатов международных стандартов - до 1 млн руб. (40% от общего объема затрат); - возмещение затрат на кредиты для управляющих компаний технопарков (до 100 млн руб., оплата ставки процента в размере ставки рефинансирования) и технополисов (до 300 млн руб., оплата ставки процента в размере ставки рефинансирования); - субсидирование затрат на размещение ценных бумаг для малых инновационных компаний (до 5 млн руб., 2/3 затрат); - субсидирование затрат на оснащение и функционирование инновационных центров для центров молодежного инновационного творчества (до 10 млн руб., 60% затрат); - субсидии для начинающих предпринимателей - до 500 000 руб.; - субсидии на возмещение процентов по кредиту для малых производственных предприятий и индивидуальных предпринимателей (до 5 млн руб.); - субсидии организациям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, в целях возмещения части затрат, направленных на организацию производства новой продукции: на приобретение прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, подготовку и осуществление регистрации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и т. д.
Doing Business, на мой взгляд, далеко не такой важный показатель, как о нем говорят. Он достаточно специфический: это рейтинг страновой, но во всех странах он измеряется в городах с наибольшей деловой активностью (не всегда столица), соответственно, Россия - это Москва. При этом решение части проблем, влияющих на рейтинг, полностью зависит от федеральных властей. Но есть показатели, где значение города высоко. Например, процедура подключения к электросетям, процедура получения разрешения на строительство и т. д. По темпам улучшения позиций по подключению к электроэнергии мы стали в этом году первыми в мире. Снизили в несколько раз стоимость, а количество необходимых процедур сократилось с 10 до 5. Самое важное - появилась понятная пошаговая инструкция. Почему я говорю, что не надо на этом рейтинге концентрировать внимание? Потому что применяемая модель для расчетов (строительство склада площадью около 1300 кв. м в черте города) неактуальна для Москвы - за весь прошлый год таких складов было построено всего два. И у нас все-таки стоит задача не просто улучшать позиции в рейтинге для таких объектов, а улучшать общие условия для ведения бизнеса.
Координаторы
Что удалось сделать? Удалось прежде всего сделать прозрачными многие процедуры. Ведь как эксперты оценивают эти показатели? Там несколько критериев, таких как скорость прохождения тех или иных процедур в днях, стоимость и количество этих процедур. Если эксперты не могут разобраться, сколько нужно пройти по сумме, они берут по максимуму. Удивительно, что, когда стали в прошлом году заниматься этим вопросом, у нас внутри правительства Москвы никто не мог точно определить, сколько должно быть процедур, чтобы получить разрешение на строительство, в какой последовательности их нужно проходить, сколько какая из них занимает времени и т. д.
Мы взяли на себя функции координаторов и связующего элемента между бизнесом и городскими структурами и прежде всего попросили наших коллег расписать те самые процедуры по срокам и т. д. Показали это бизнесу и спросили: «Работает?» Бизнес сказал: «Нет, не все работает». Стали смотреть, что можно упростить, убрать, пригласили предпринимателей, предложили выступить пионерами и пройтись по этим процедурам, фиксируя, что происходит на самом деле. Откликнулась, в частности, Ассоциация рестораторов. И когда нам коллеги из разных структур говорят, что на решение такого-то вопроса нужно 10 дней, стоит это 100 руб. и требуется один визит, представители ресторанного бизнеса проверяют на себе. И отвечают: знаете, мы только что проходили, у нас это заняло не 10 дней, а 30, не 100 руб., а 1000 и сделать пришлось не один визит, а три. Совместно шаг за шагом количество снижается, смотрим, что можно изменить, что можно уменьшить и где кто не прав. Муторная работа, но она того стоит.
Инвесторы
В Москве долгие годы было такое отношение к инвесторам, как к само собой разумеющейся группе людей, которые в Москву хотят прийти, потому что Москва - крупный и интересный, привлекательный город. Желающих вкладывать деньги в строительство жилья действительно достаточно. Но если говорить про инвесторов в области высокотехнологичной промышленности, из них очередь не стоит. Мы прекрасно понимаем, что за таких инвесторов конкурируют сейчас очень многие страны и города и даже российские регионы продвинулись в этом направлении гораздо дальше, чем Москва. Пока предложения Москвы хуже, чем у коллег. Но у Москвы есть безусловное преимущество, связанное с рынком, причем мощным, растущим, и с кадровым потенциалом. Многие компании это привлекает. Но Москва предпринимает и определенные шаги. Впервые был принят закон о научно-технической инновационной деятельности, где прописаны льготы. Они не очень большие и зачастую больше влияют на эмоциональную реакцию инвесторов, чем на финансовые расчеты. Но если инвесторы видят, что региональные власти создают специальные условия и заинтересованы в приходе таких компаний, то они по-другому себя ощущают и гораздо более лояльно начинают относиться именно к тому региону, который такие условия предлагает.
Если говорить о критериях, по которым инвестор выбирает, в какой город приходить, то их очень много и они в основном вполне традиционные и понятные, связанные с безопасностью, с комфортом, с транспортной логистикой, с доступностью инфраструктуры и т. д. Но иногда возникают совершенно неожиданные моменты: вот я на одной встрече с Американской торгово-промышленной палатой узнал, что для большого количества иностранных высококвалифицированных специалистов причиной неприезда в Москву является дефицит или отсутствие школ для детей, работающих по международным стандартам. Фактически в Москве есть только одна школа, которая заполнена, попасть туда практически невозможно. Это было для меня удивительно. Теперь мы про это знаем, и мэр знает, этот вопрос уже решается.
Москва промышленная
Мне кажется, что однозначно Москва - это город постиндустриальный и развивается в этом направлении. Но при этом я как человек, отвечающий за промышленность, еще раз скажу: мы боремся за то, чтобы промышленность из Москвы не уходила. Мы никого не выводим, такая задача никем не ставилась, промышленность по-прежнему вносит достаточно большой вклад в экономику города - около 17%.
Но традиционная промышленность все равно из Москвы постепенно сама по себе уходит - не потому, что мы ее выгоняем, а потому, что здесь не самое лучшее место для крупного производства, металлопроката или тяжелого машиностроения. И у нас задача заключается в том, чтобы, не способствуя специально уходу промышленных предприятий из Москвы, делать все для того, чтобы экономический вклад уходящих компаний замещать другими, а заменяться они могут только теми самыми высокотехнологичными. Это единственная возможность. В наше время не придет в Москву завод по производству автомобильных шин, хотя у нас такой завод был.
Промышленных зон в городе очень много - 209, если быть точным. И у нас на сегодняшний день практически нет ни одной зоны (за парой исключений), которые были бы с одним собственником. Если, например, говорим про Южный порт, здесь на той территории, которую мы рассматриваем, около 300 собственников, все собственники имеют свои права, свои представления о том, что они хотят делать, что не хотят, и у нас нет никакой возможности кого-то заставить что-то снести или что-то построить. Конечно, у города есть определенные инструменты, которые могут заблокировать какие-то решения, но действовать без согласования с собственниками мы не хотим.