Карта мира: Китай у опасной черты
Забудем об Аргентине с ее девальвацией валюты. Главным сюжетом 2014 г. в мире развивающихся экономик обещает стать огромное долговое бремя, нависшее над Китаем.
Эксперты горячо спорят о том, чем этот сюжет может окончиться. Большинство аналитиков уверены, что китайская экономика в какой-то момент снова оживет и покажет годовой рост, превышающий 7%, несмотря на непомерно выросшие долги частного сектора. Однако история скорее на стороне пессимистически настроенного меньшинства. Лишь пяти развивающимся странам довелось пережить кредитный бум, сопоставимый с китайским. Для всех он обернулся кредитным кризисом и резким замедлением экономики.
Это очень убедительные примеры. Недавние исследования позволили выделить наиболее достоверный признак приближающегося финансового кризиса - так называемый кредитный разрыв (credit gap), или рост объема закредитованности частного сектора по отношению к объему производства за период в пять лет. В Китае этот разрыв вырос с 2008 г. на целый 71 процентный пункт. Совокупный объем задолженности сейчас достигает 230% ВВП.
Кредитный бум подобного масштаба едва ли закончится без потерь. Если вспомнить наиболее заметные примеры такого рода кредитных бумов за прошедшие 50 лет и взять в качестве уровня отсечения кредитный разрыв в 42 процентных пункта, то мы получим 33 случая.
Среди этих стран 22 в последующие после кредитного бума пять лет пережили кредитный кризис и все без исключения - замедление роста экономики. В среднем темпы ежегодного экономического роста в этих странах упали с 5,2 до 1,8%, и ни одной из них не удалось преодолеть сложившуюся ситуацию, не столкнувшись с кризисом или серьезным замедлением экономики. В Таиланде, Малайзии, Чили, Зимбабве и Латвии кредитный разрыв превышал 60 процентных пунктов. Все эти периоды взрывоопасного роста оканчивались жестокими кредитными кризисами.
Хотя это правило до сих пор не знало исключений, большинство экономистов уверены, что Китай окажется таковым, ведь китайский случай - исключительный. На протяжении 30 лет эта страна не раз посрамила скептиков, сохраняя темпы роста на уровне 10% и с 1990 г. ни разу не позволив показателю роста упасть ниже 7%.
Экономический рост Китая настолько безупречно соответствует плановым показателям, что многие аналитики просто не могут представить себе, что что-то вдруг пойдет не так. Все они в один голос предсказывают в этом году рост на уровне 7,5%, в полном согласии с планами. Все ожидают, что в следующие пять лет рост будет держаться на уровне 6-7%. Трудно найти серьезного экономиста, который прочил бы Китаю заметное замедление или тем более кредитный кризис.
История подсказывает иное развитие сюжета. В 33 случаях после возникновения острого кредитного дефицита темпы роста ВВП замедлялись почти вдвое. Если Китай пойдет по этому пути, в ближайшие пять лет его экономика будет расти в среднем на 4-5%.
Ключ к предсказанию неприятностей в кредитной сфере не в размере задолженности, а в темпах ее роста, потому что в процессе быстрых кредитных бумов рост займов оказывается крайне расточительной стратегией. Именно это происходит сегодня в Китае. Пять лет назад экономический рост на $1 достигался $1 долга. В 2013 г. тот же $1 роста стоил уже почти $4. Причем треть новой задолженности идет на оплату старых долгов.
Те, кто верит в китайскую исключительность, говорят, что у страны есть особый запас прочности. Китай может похвастаться огромным финансовым резервом в иностранной валюте, что сокращает его зависимость от оттоков и притоков иностранного капитала. Банки КНР имеют значительную подушку безопасности в виде сбережений граждан. Отношение выданных кредитов к размещенным депозитам по-прежнему крайне выгодное для банков.
Впрочем, история учит, что, хотя эти факторы действительно могут помочь избежать части проблем - например, валютного кризиса или кризиса платежного баланса, - они не гарантируют, что стране удастся предотвратить кредитный кризис.
Защитные механизмы такого рода уже демонстрировали свою уязвимость. Тайвань пережил банковский кризис в 1995 г., несмотря на то что его валютные резервы достигали 45% ВВП, что выше, чем у Китая сегодня. И у тайваньских банков соотношение кредитов и депозитов было низким, но и это не предотвратило кредитный кризис. Банковские кризисы охватили экономики Японии в 1970-х гг. и Малайзии в 1990-х, хотя уровни сбережений в этих странах достигали 40% ВВП. Более того, практика показывает, что прочной связи между состоянием текущих платежных балансов и вспышками кредитных кризисов не существует.
То обстоятельство, что целых 33 случая экстремального «кредитного пьянства», случившихся до нынешнего китайского, закончились плачевно, указывает на вполне реалистичную перспективу замедления экономики Китая. Драматических последствий еще можно избежать. Но задача эта крайне трудна даже для такой исключительной страны, как Китай.
FT, 27.01.2014