Проект: Большая разница: как живут окраины Москвы
Столичная периферия нуждается в отдельной стратегии развития, показывает исследование «Археология периферии», подготовленное по заказу Московского урбанистического форумаПояса плотности
1. Центральный административно-деловой пояс (удаленность от центра - 0-4 км). Историческое ядро города. В среднем значение плотности населения здесь составляет 72,3 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 127 чел./га). Невысокие значения плотности объясняются присутствием здесь исторических зданий и административных объектов. Здесь сконцентрированы центральные функции города. В пределы данной территории входит первый промышленный пояс Москвы, который располагается у границ пояса и в значительной степени уже застроен. 2. Первое кольцо плотной жилой застройки (удаленность от центра - 4-8 км) - жилая застройка сочетается с промышленными и масштабными зелеными зонами. Территория присоединена к Москве еще в довоенное время (сталинская реконструкция Москвы). В среднем значение плотности населения здесь составляет 137,5 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 145 чел./га). 3. Промышленный пояс Москвы (удаленность от центра - 8-12 км) - активно расширяется в послевоенный период (до расширения города в 1960 г. данная территория была окраиной). В среднем значение плотности населения составляет 117,5 чел./га, однако и здесь сегодня начинают развиваться отдельные пятна жилой застройки, где значение показателя достигает 120 чел./га (пример - освоение территории промышленной зоны «Очаково»). В общем же степень застройки промышленного пояса невысока. 4. Второе кольцо плотной жилой застройки (удаленность от центра - 12-16 км) - территория начинает активно застраиваться после 1960 г., застройка продолжается вплоть до настоящего времени. В среднем значение плотности населения здесь составляет 152 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 377 чел./га).
Для III Московского урбанистического форума «Мегаполисы: развитие за пределами центра» команда российских и зарубежных экспертов подготовила исследование проблем и потенциалов окраинных районов. В фокусе внимания оказались районы столицы, расположенные между Третьим транспортным кольцом (ТТК) и МКАД, а также окраины таких городов, как Пекин, Стамбул, Мехико, Джакарта, Париж, Чикаго, Сан-Паулу и т. д. Куратором всего проекта стал архитектор Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Меганом».
«Мы привлекаем внимание к периферии, пытаемся навести новую резкость, убрав «гравитацию» центра, и мы хотим представить «бублик» (расстояние от ТТК до МКАД) как пространство, для которого можно разработать единую стратегию», - объясняет сам Григорян.
Рост мегаполисов в ХХ столетии стал причиной диспропорций в развитии городских пространств. Вокруг исторических ядер городов стремительно формировались новые районы, сегодня они иногда занимают до 95% площади больших городов. Несмотря на то что американская субурбия, латиноамериканские фавелы, индийские трущобы, окраины западноевропейских и постсоциалистических городов совершенно не похожи друг на друга, их объединяют общие черты. Это монотонность среды обитания.
Менее чем за 100 лет город увеличился в размерах почти в 10 раз - от 1,1 млн человек в 1902 г. до 11,6 млн в 2012 г. По мере присоединения новых территорий создавалась иерархия опоясывающих пространств - от городских микрорайонов и пригородов до районных центров сопредельных областей.
Эксперты провели анализ, опросив около 700 жителей Москвы. Результаты исследования оказались неожиданными.
Настроения. Максимум социального оптимизма сосредоточен в мужской части урожденных москвичей, постоянных жителей района, имеющих уровень жизни выше среднего, а минимум - среди женской части более бедных приезжих.
Доходы. Массовый достаток в Москве создается службой, а не бизнесом. Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты, и эта зарплата, если она высокая, - тоже зарплата руководителей, чиновников. Очень высок уровень автомобилизации: даже среди семей незажиточных 37% располагают какой-то машиной. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди некоренных москвичей - в 1,5 раза меньше. У 52% жителей периферии в семье есть автомобиль, у 31% - небольшая дача, у 14% - домик в деревне, у 8% в собственности больше одной квартиры, при этом 32% живут главным образом на пенсию.
Гости. Среди гостей резко смещен гендерный баланс. Гости существенно моложе постоянных жителей. Их средний возраст - 38 лет, тогда как средний возраст местных - 44 года. Среди гостей-немосквичей ощутимо преобладают мужчины (64%).
Открытые пространства. Около трети пространства между ТТК и МКАД закрыто от пешеходов: это территории закрытые (железные дороги, военные территории), с ограниченным доступом (входы по пропускам - заводы, новые жилые комплексы), с временными ограничениями (вход возможен только во время рабочего дня) - таких набирается 40%, 318,64 кв. км.
Кому в центр? Жители окраинных районов не так сильно нуждаются в центре города, как принято думать: большинство предпочитают проводить свободное время вблизи от дома (в своем районе - 46%, в центре - только 14%), а около 3/4 жителей агломерации каждое утро остаются дома либо в непосредственной близости от места своего проживания. Анализ дневных перемещений москвичей показал, что только чуть более 15% перемещений в агломерации завязано непосредственно на центр города как место окончания маршрута - все остальные едут из одного периферийного района в другой. Транспортная система города устроена таким образом, что почти половина всех поездок в сторону центра является лишней: это так называемые перепробеги - ситуации, когда из одного окраинного района в другой можно добраться только через центр.
Культура. Когда речь идет о посещении театров, кино, парков, т. е. о потреблении культуры, 46% жителей все-таки предпочитают отправляться в центр, просто делают они это не так часто: 22% жителей московских окраин просто не были в учреждениях культуры ни разу за последний год. Зато 46% москвичей на периферии живут с работающим в фоновом режиме телевизором (он работает у них от 3 до 6 часов и более в день).
Налоги. Хотя земля в Москве является одним из самых важных активов, доля доходов бюджета Москвы от налога на землю составляет всего 0,09%, от налога на имущество физических лиц - 0,004%, доходы от сдачи в аренду земельных участков дают всего 0,02% - это приводит к тому, что город лишается одного из основных для развитых стран инструментов управления развитием (для многих зарубежных городов 30-40% доходов бюджета приходится на налог на недвижимость).
Цены на жилье. Если в центре разброс цен на жилье составляет в среднем 20%, то на периферии - 12%, а в районе МКАД - 5% (в Лос-Анджелесе разброс цен - 78% от средней рыночной цены на жилье, в Нью-Йорке - 67%, в Лондоне - 39%, в Париже - 20%), а это значит, что конкуренция на рынке нового жилья идет почти только за счет цены и расположения недвижимости, а не его качества.
Занятость. За 20 лет доля Москвы в численности занятых выросла с 6,9 до 9,5%, в розничном товарообороте - с 11,5 до 17,5% и даже в промышленном производстве (несмотря на то что это один из основных постиндустриальных городов) - с 6,7 до 10,3%.
Сегодня столица четко делится на деловой центр и огромные зоны спальных районов, пишут авторы исследования. А неравномерное распределение населения и рабочих мест носит все более тревожный характер. Средняя плотность населения в Москве составляет 10 500 человек на 1 кв. км. 90% жителей живут между МКАД и ТТК. Это обширное пространство заполнено жилыми районами и промзонами, в то время как социальная инфраструктура и транспортные сервисы представлены там недостаточно. При этом около 70% рабочих мест расположено внутри ТТК. Половина из этого количества сконцентрирована внутри Садового кольца. Такая структура и пространственное распределение рабочих мест стали окончательно неприемлемыми и представляют собой одну из основных причин транспортных заторов.
Необходима комплексная стратегия развития окраин столицы, считают авторы исследования. Что касается градостроительства, по их мнению, вслед за сносом пятиэтажек в 2000-е гг. встанет вопрос о тотальной замене типовых домов следующих поколений и вся рассматриваемая территория станет ареной существенных урбанистических трансформаций на протяжении ближайших 30 лет. Градостроительная политика на окраинах Москвы потребует акцентирования сильных их сторон - доступности и связанности между собой - и преодоления слабых - дефицита важных функций (коммерческих, бытовых, развлекательных), которые сегодня сосредоточены главным образом в центре.
В отношении иммигрантов следует принять срочные меры для предотвращения возникновения гетто на территории Москвы или вблизи ее границ. Необходимо срочно создать научные и научно-практические учреждения по изучению соответствующих диаспор, далее - по работе с ними в деле нормализации их отношений с принимающей стороной. Необходимо привлекать волонтеров для работы в этой среде, устанавливать контакт между различными категориями приезжих и местными сообществами.