От редакции: Богатые и бедность

А. Махонин
А. Махонин / Ведомости

Отсталость не приговор. Бедность - тоже. Страны могут меняться, причем довольно быстро, если есть целевая и осмысленная помощь. Интернациональным прогрессистам, таким как Билл Гейтс, действительно есть чем гордиться. Картину омрачает только то, что пропасть между бедными и богатыми по-прежнему бездонна.

Бывший глава Microsoft Билл Гейтс, опубликовавший ежегодное послание Фонда Билла и Мелинды Гейтс, оптимистичен: за последние полвека бедность уже значительно отступила, а к 2035 г. бедных стран почти не останется (имеются в виду страны с низким уровнем дохода по классификации Всемирного банка).

Схема Гейтса отчетлива, как программный код: надо помочь наиболее бедным странам преодолеть нищету и болезни - и тогда, встав на ноги, их экономики сами себя отрегулируют. Главная помеха - не недостатки бедных, а предубеждения богатых, собравшихся сейчас в Давосе.

Первое из них состоит в том, что бедные страны обречены на бедность. Этому противоречит пример Африки. Семь из 10 наиболее быстро развивающихся экономик мира - африканские. По сравнению с 1990-ми продолжительность жизни на континенте удвоилась. С 1998 г. подушевой ВВП в странах к югу от Сахары вырос на две трети (с $1300 до $2200).

То, что помощь бедным странам слишком затратна, неэффективна, способствует коррупции или порождает зависимость, тоже неправда. Норвегия, самый щедрый донор, тратит на это 3% бюджета, а США - 1%. Проблема коррупции существует, но, к примеру, снижение смертности от малярии в Камбодже на 80% за 10 лет того стоит. Мексика, Бразилия и Китай совсем недавно были странами - реципиентами помощи, но проблем с преодолением зависимости у них не возникло.

Неправда и то, что победа над нищетой и болезнями приведет к перенаселенности. Как выяснили демографы, снижение детской смертности ведет к снижению рождаемости. Поэтому опережают в развитии те страны, которые решают развивать детское здравоохранение, такие как Вьетнам, Коста-Рика, Эфиопия и Руанда.

У этой истории есть и оборотная сторона. В опубликованном в понедельник докладе благотворительная организация Oxfam напоминает, что мир богатеет крайне неравномерно. По подсчетам Oxfam, в руках 85 богатейших людей планеты сосредоточено столько же богатств, сколько принадлежит беднейшей половине населения земли, а в распоряжении 1% семей находится 46% мирового богатства. Эта неравномерность возникла не сама собой. За последние десятилетия, говорится в докладе, богатые активно использовали политическое влияние для воздействия на институты финансового дерегулирования, лоббировали создание налоговых гаваней, борьбу с конкуренцией, снижение налогов на сверхприбыли.

Опросы населения в таких разных странах, как Испания, Бразилия, Индия, ЮАР, Нидерланды, Британия и США, свидетельствуют, что большинство граждан недовольны чрезмерным политическим влиянием богатых. Авторы доклада призывают участников Давосского форума поддержать прогрессивное налогообложение, не использовать богатство для получения политического влияния и вкладываться в здравоохранение, образование и соцзащиту.

Та и другая истории на самом деле свидетельствуют об одном. Во все более проницаемом мире представление о социальной ответственности богатых становится все отчетливее, и давление на них растет. Одни, как Гейтс, понимают это сами. Вопрос в том, как помочь тем, кто не понимает?