Советы консультанта: От балагана к совещанию
Возможно, теоретик менеджмента Питер Друкер был и прав, говоря, что совещания - симптом плохой организации, но, согласитесь, без них все-таки никуда. И как бы мы ни уставали на мозговых штурмах, пытаясь перекричать друг друга и отстоять свою идею, такие встречи дают куда больший эффект, чем обсуждение важнейших бизнес-идей по почте или в соцсети. Но как оркестру нужен дирижер, так менеджерам, представляющим разные департаменты, на совещаниях нужен человек, который смог бы привести группу к единому решению, ведь, как правило, больше половины времени собраний занимают разговоры не по существу. Таких людей называют фасилитаторами. Их работа сродни тому, что делает ведущий конференции и коуч. Фасилитатор использует разные инструменты, которые облегчают дискуссию. Некоторые из них заимствованы из психологии и направлены на то, чтобы помочь людям раскрыться, высказать свое мнение и даже выразить чувства, дабы не дать выход обиде, возникшей из-за чьего-нибудь замечания. Другие приемы - такие как записывание основных идей, установление правил дискуссии - применяются при мозговых штурмах. Что-то фасилитация взяла из коучинга - например, методы побуждения к полноценному участию в дискуссии каждого участника группы.
К сожалению, об этом инструменте осведомлено не более четверти всех HR-специалистов. Тут нечему удивляться: ведь и коучинг появился в России около 15 лет назад, фасилитации предстоит пройти примерно такой же путь.
Когда-то мы делали один проект для нашего клиента и специалисты со стороны заказчика по каждому вопросу требовали устраивать совещания с нашими IT-разработчиками. Эти встречи занимали несколько часов в день, но не всегда заканчивались конкретным решением проблемы. Каждый раз возникала угроза срыва сроков проекта. Чтобы исправить ситуацию, мы привлекли фасилитатора. Вначале к его появлению заказчик отнесся скептически, но уже после первого собрания был получен реальный результат, которого добивались целую неделю. Клиент так вдохновился, что готов был сам оплачивать время «ведущего», лишь бы ускорить процесс обсуждений.
Чтобы понять экономическую выгоду от использования фасилитации, достаточно привести простую формулу: эффективность совещаний обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени. Иными словами, чем меньше по длительности дискуссия и чем реже вы привлекаете к участию в ней высокооплачиваемых людей, тем большую отдачу вы получите.
Вот простые расчеты: в крупной компании менеджер среднего звена получает не меньше 4000 руб. в день. В совещаниях он проводит около 50 часов в месяц, или 6 дней в месяц. Итого 24 000 руб. Если учесть, что на каждой встрече присутствует не меньше пяти таких специалистов, то это уже 120 000 руб. в месяц. А теперь умножим все эти затраты на 12 рабочих месяцев - получаем 1 440 000 руб. в год. По нашим подсчетам, фасилитация может увеличить продуктивность совещаний вдвое, т. е. менеджеры перестанут тратить впустую почти 720 000 руб. в год. Это расчет только на пять человек, а если у компании несколько сотен менеджеров среднего звена?
На другой чаше весов стоимость найма специалиста по фасилитации. Цены в среднем колеблются от 30 000 до 50 000 руб. за день работы. Но если команде топов нужно быстро прийти к нужному решению, такие инвестиции вполне оправданны.