Крис Меледандри: «Это был прыжок в то, что прежде казалось мифом», - Крис Меледандри, основатель и гендиректор Illumination Entertainment

Голливудскому магнату Крису Меледандри в детстве запрещали смотреть мультфильмы. Став взрослым, он научился зарабатывать на их создании: «Гадкий я - 2» стал самым прибыльным в прошлом году
David Buchan/ Getty Images North America / AFP

Грю и другие герои Криса Меледандри

Грю - главный герой «Гадкого я» и «Гадкого я - 2» - злодей, который получает большое удовольствие, обижая других людей. Он замораживает стоящих перед ним посетителей в кафе, портит подарок маленького мальчика. Грю делает то, чего и нам иногда хочется. Он собирается стать величайшим злодеем всех времен и готовится совершить преступление века, но сталкивается со сложной задачей - отцовством. В «Гадком я - 2» он предстает в образе доброго папаши, но опять на его долю выпадает борьба со злом; он также встречает свою любовь, фильм заканчивается его свадьбой.

Киностудия Illumination Entertainment

основана в 2007 г. Крисом Меледандри при участии компании Universal Pictures. Занимается производством фильмов для семейного просмотра. Всего за время существования студии выпущено 15 мультфильмов, первый из них - «Гадкий Я» (2010 г., бюджет - $69 млн, сборы - $543 млн). Сиквел «Гадкий Я - 2» в 2013 г. собрал $954 млн при бюджете в $76 млн и стал самым кассовым мультфильмом года.

Детство Криса Меледандри, родившегося в 1959 г. в Нью-Йорке, пришлось на начало 1970-х. Поэтому он не смотрел никаких мультфильмов. Вместо продукции Walt Disney у него были фильмы Вуди Аллена, Стенли Кубрика и Мартина Скорсезе. В то время в некоторых кругах Нью-Йорка был популярен такой подход к воспитанию детей - обращаться с потомством как со взрослыми. «Родители показывали мне те же фильмы, которые были интересны им самим и которые даже отдаленно не напоминали картины, подходящие для детей», - говорит он с некоторой тоской.

А теперь быстро перенесемся на несколько десятилетий вперед и увидим, как мальчик, которому запрещали детские развлечения, стал их выдающимся поставщиком. «Гадкий я - 2» производства Illumination Entertainment, компании, которую Меледандри основал в 2007 г., стал самым кассовым анимационным фильмом прошлого года, обогнавшим таких соперников, как Disney и DreamWorks Animation. Сиквел картины 2010 г., рассказывающий о приключениях тонконогого суперзлодея Гру и его эксцентричных миниатюрных желтых компаньонах-Миньонах, в декабре вышел в китайский прокат, уже собрав к этому времени $920 млн по всему миру.

Сейчас время обеда, и Меледандри дает интервью в ресторане недалеко от своего офиса в Санта-Монике, похожего на склад здания, полного силуэтов тех самых Миньонов и персонажей других мультфильмов, таких как «Лоракс». Снаружи - никаких опознавательных знаков компании, а на входе посетителей встречает Харпо, дружелюбный бигль одного из сотрудников, и носится вокруг них ради собственного развлечения. «Самозваный офисный пес», - представляет его Меледандри.

Скромное рабочее пространство соответствует темпераменту основателя компании. Тихий, взвешивающий каждое слово, он не вписывается в образ типичного голливудского магната. И все же Меледандри стал одной из восходящих звезд киноиндустрии благодаря своему «Гадкому я» и таким строчкам в резюме, как запуск «Ледникового периода» в качестве руководителя анимационного бизнеса студии 20th Century Fox.

Итак, его дорога в Голливуд начиналась с фильмов великих режиссеров 1970-х, но заметно ускорилась, когда он обучался на английском отделении Дартмут-колледжа. Его наставником был Дэвид Томсон, выдающийся британский кинокритик и историк. «Он действительно закрепил мою любовь к кино и желание сделать кинематограф делом моей жизни», - говорит Меледандри.

В 1981 г., за месяц до окончания университета, Меледандри потерял отца - он скончался от сердечного приступа. Крис был вынужден взяться за отцовские дела - тот был дизайнером одежды - и постепенно сворачивать его бизнес. Одним из друзей покойного был Дэн Мельник, продюсер таких фильмов, как «Весь этот джаз» и «Соломенные псы». И он предложил Меледандри-младшему поработать у него мальчиком на побегушках. «Это был прыжок в то, что прежде казалось мифом... в миф Лос-Анджелеса и кинобизнеса», - вспоминает Крис. Хотя его первая работа была полной противоположностью голливудскому гламуру: «В мои обязанности входило все - от поездок с собакой к ветеринару до закупок рождественских подарков и доставки коробок с 35-миллиметровой пленкой Мельнику, чтобы он мог просматривать фильмы у себя дома».

И все же опыт, который появился за пять лет такой работы, был бесценным: «У меня был полный доступ практически к каждому аспекту кинопроизводства, начиная с первого обсуждения идеи до переписывания сценария, от составления сметы до маркетинга». Словом, то было максимально возможное обучение основам мастерства. «Я думал: я же из Нью-Йорка, так что смекалка у меня есть, а в действительности все оказалось довольно пугающим, - вспоминает он. - Одно дело - изучать фильмы Билли Уайлдера в институте, а другое - встречаться с Билли Уайлдером за обедом у моего начальника».

Режиссер таких классических фильмов, как «Квартира» и «В джазе только девушки», все еще работал в Голливуде, когда 22-летний Крис Меледандри появился там. Молодой человек помог Уайлдеру разыскать один редкий плакат, и режиссер сказал, что хочет чем-то отплатить ему за услугу. Год спустя Уайлдер выследил Меледандри и подарил ему плакат «Метрополитен-опера». «Это была одна из трех работ [знаменитого английского художника в жанре поп-арт] Дэвида Хокни, сделанных им [для «Метрополитен»]», - рассказывает он. Жест произвел огромный эффект на Криса: «Вот какое влияние можно приобрести, взяв под крыло начинающего молодого человека».

В начале 1990-х Меледандри набрался нового опыта в качестве исполнительного продюсера на картине «Крутые виражи» - истории о дебюте бобслейной команды Ямайки на зимних Олимпийских играх в Калгари. Этот фильм он делал для лейбла Disney, а потом перешел на студию 20th Century Fox: «Когда я оказался там, на меня посмотрели и сказали: ну ты, наверное, разбираешься в фильмах для семейного просмотра, раз только что сделал хит для Disney». В результате появились три фильма, которыми Меледандри занимался вместе с Джоном Хьюзом, сценаристом и режиссером голливудской молодежной классики вроде «Феррис Бюллер берет выходной» и «Клуб «Завтрак». Со временем Крис предложил Fox запустить новое подразделение семейных фильмов и благодаря этому погрузился в анимацию.

Первый его проект, вышедший в 2000 г., «Титан: после гибели Земли», представлял собой смесь традиционной и компьютерной анимации (CGI) - и с треском провалился. Для Меледандри, как он рассказывает, это было «крайне болезненно»: «Я был бы счастлив иметь какую-то запасную работу». Но студия настояла на том, чтобы он остался.

Следующий студийный фильм Меледандри решил делать полностью в CGI, задействовав Blue Sky Studios, маленькую нью-йоркскую компанию, которая прежде не выпускала ничего длиннее трехминутных роликов. В итоге появились «Ледниковый период» и целая линейка других хитов. А в 2007 г. Меледандри решил запустить Illumination Entertainment при поддержке Universal Pictures.

Этому голливудскому мейджору принадлежит половина компании. Стив Берк, генеральный директор материнской корпорации NBCUniversal, недавно назвал фильм «Гадкий я» самым прибыльным проектом за столетнюю историю студии - неплохая похвала, если учесть, что в этой истории были «Челюсти» и «Инопланетянин» Стивена Спилберга.

По словам Меледандри, Illumination Entertainment ведет операции бережливо, поддерживая расходы на низком уровне: «Все, кто принимает решения, обсуждают это в ежедневном режиме». Этот бизнес он запустил еще и для того, чтобы воспользоваться быстрой глобализацией кинобизнеса: около двух третей доходов от «Гадкого я» поступают с международных рынков, хотя рынок США и резко вырос за последнее десятилетие. Поэтому у компании Меледандри ощутимо глобалистский дух. Анимацию для нее рисуют преимущественно в Париже - в 2011 г. Universal профинансировала покупку французской цифровой студии Mac Guff Ligne. Один из двух режиссеров «Гадкого я» - Пьер Коффэн, француз. То, что у фильмов уникальное оформление, начиная от фонов и зданий и заканчивая странными формами тел у персонажей, Меледандри объясняет «европейским стилем, который привносит французская команда».

Такая смесь европейского и американского опыта была запланирована с самого начала. «Мы пытаемся уйти от идеи, что американские фильмы доставляют удовольствие международной аудитории, - говорит он. - [Наши фильмы] сделаны группой людей с международным характером».

В городе, для которого вы хороши настолько, насколько хорош ваш последний хит, малобюджетная модель Illumination приобрела множество поклонников. «Модель особенная и не обязательно лучше любой другой, - дипломатично добавляет Меледандри. - Но она работает на нас».