Портам помогли уголь и удобрения
Перевалка грузов через российские порты в 2013 г. выросла на 3,9% до 589 млн т. Основные драйверы роста - уголь и удобренияГрузооборот российских морских портов в 2013 г. вырос на 3,9% по сравнению с 2012 г. - до 589 млн т, говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов. Основной рост обеспечили уголь (+13,3% до 101,1 млн т), удобрения (+24% до 12,9 млн т) и грузы в контейнерах (+4,1% до 44,4 млн т), свидетельствуют данные ассоциации. Выросла и перевалка сырой нефти - на 4,6% до 207,5 млн т, руды - на 2,8% до 7,4 млн т. Объем перевалки остальных грузов упал: черных металлов - на 14% до 22 млн т, зерна - на 23,4% до 18,3 млн т, лесных грузов - на 25,9% до 4,4 млн т.
Уголь - основной груз для портов Дальневосточного бассейна, это главный путь сырья на прибыльные рынки Китая и Азии. Поэтому грузооборот дальневосточных портов в прошлом году вырос на 7,8% до 144,8 млн т (см. инфографику). Быстрее росла только перевалка в портах Арктического бассейна - на 19,2% до 46,2 млн т. Здесь рост обеспечили начавшиеся в прошлом году поставки нефти «Лукойла» на экспорт с Варандейского терминала через РПК «Белокаменка» (порт Мурманск).
Цены на уголь и на удобрения в 2013 г. снизились: на 10% до $152 за 1 т коксующегося угля и на 18% до $410 за 1 т калия соответственно (см. инфографику). Основная причина роста перевалки удобрений - увеличение мощности производителей, при этом компании из-за низкой себестоимости производства (в том числе благодаря низким ценам на газ) могли продавать удобрения, несмотря на падение цены, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Кроме того, крупнейший производитель калия в мире - российский «Уралкалий» в середине прошлого года изменил сбытовую политику: отказался от стратегии «цена превыше объема» и стал наращивать поставки - не помешало даже произошедшее в III квартале падение цен на калий до $290-270 за 1 т в зависимости от региона. В понедельник «Уралкалий» сообщил, что в 2013 г. увеличил производство калия на 10% до 10 млн т.
Перевалка угля выросла за счет роста спроса на него в Азии и ослабления спроса в Европе, объясняет сотрудник одной из угледобывающих компаний. Но из-за снижения стоимости угля угледобывающие компании сейчас работают на уровне рентабельности, отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. По итогам 9 месяцев прошлого года крупнейший в России производитель коксующегося угля «Мечел» получил $2,2 млрд чистого убытка, говорится в отчете компании. Крупнейший производитель энергетического угля - СУЭК - финансовые результаты за 2013 г. не раскрывает.
Увеличение транспортировки угля и удобрений не позволяет сильно упасть и железнодорожным перевозкам. В 2013 г. погрузка на сети РЖД снизилась на 2,8% до 1,23 млрд т. Она упала бы еще сильнее, если бы не рост погрузки угля - на 1% до 310,8 млн т - и удобрений - на 4,2% до 47 млн т. В 2014 г. РЖД, впрочем, ждет замедления перевозок угля и удобрений. В 2014 г. погрузка угля останется на уровне прошлого года, удобрений - снизится на 0,9% до 46,2 млн т, говорится в пояснительной записке к инвестиционной программе монополии на 2014-2016 гг. (копия есть у «Ведомостей»). Зато, по прогнозам РЖД, в 2014 г. вырастет перевозка нефтяных грузов - на 3,1% до 257 млн т (в 2013 г. их погрузка снизилась на 3,2% до 250 млн т). Экспорт нефти в дальнее зарубежье в течение последних четырех лет снижался, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК (на 6,3% до 206,8 млн т), но зато растет внутренний рынок: в 2016 г. должна завершиться модернизация нефтеперерабатывающих заводов.
По итогам всего 2014 года прогноз роста погрузки утвержден на уровне 1,1%, сообщал ранее заместитель главы департамента корпоративных финансов Павел Ильичев. Перевалка грузов через порты в этом году вырастет на 3-4%, прогнозирует директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева.