Выезжаем на компонентах
Несмотря на падение продаж машин на 6% в этом году, рынок автокомпонентов продолжает развиваться. Этому способствует соглашение о промышленной сборке автомобилейИсправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)
В августе Россия достигла пика в продажах автомобилей и стала крупнейшим авторынком Европы: по данным «Автостата», было продано до 240 000 автомобилей. После рынок стал постепенно сокращаться, и к концу года «Автостат» прогнозирует падение продаж на 6% по сравнению с прошлым годом - до 2,6 млн легковых автомобилей. В 2012 г. было продано 2,9 млн шт.
На фоне падения продаж автомобилей сокращались и темпы роста рынка автокомпонентов. Если в 2011 г., по данным «Автостата», рынок вырос на 32% до $38,7 млрд, то уже в 2012 г. он увеличился лишь на 8% до $41,8 млрд. По итогам этого года темпы упадут до 5,2% и составят $44 млрд, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Впрочем, если автомобильный рынок продолжит падать в 2014 г., рынок автокомпонентов ждет рост, уверен ведущий аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин.
Низкий уровень автомобилизации в России и стимулы, созданные правительством для организации локальных производств, привели к тому, что в России в этом году появились заводы многих глобальных производителей автокомпонентов. По данным «Автостата», заявленные мощности существующих в стране автозаводов составляют 3,2 млн автомобилей в год, тогда как продажи автомобилей не переваливали за 3 млн.
По словам Ярыгина, основную стоимость рынка автокомпонентов составляют запчасти для иномарок: их парк в России растет, а отечественных авто - сокращается: «Стоимость отечественных запчастей - копейки». Вторичный рынок автокомпонентов для легковых автомобилей в этом году составит более $21 млрд, добавляет Ярыгин. (В 2012 г. было 20,4 млрд.) В будущем году, по предварительным прогнозам, он вырастет до $22 млрд.
Автомобильное Поволжье
Половина выпущенных автомобилей в России приходится на Поволжье. Именно здесь сосредоточены гиганты автоиндустрии: «АвтоВАЗ» - в Тольятти, «Камаз» - в Набережных Челнах, ГАЗ - в Нижнем Новгороде, УАЗ - в Ульяновске. Рядом с ними появились крупные СП с иностранным участием: «GM-АвтоВАЗ», «Мерседес-Бенц тракс восток», Ford Sollers.
Несмотря на замедление рынка, автомобилестроительный сектор Татарстана в этом году развивался бурно. Причиной тому в основном был Ford Sollers: к концу года в Татарстане выпускалось уже шесть моделей Ford: Transit, S-Max, Tourneo Custom и Galaxy, Kuga и Explorer. С начала 2014 г. начнут собирать кроcсоверы EcoSport и Edge. В мае 2013 г. Ford Sollers начал строительство завода двигателей в Набережных Челнах стоимостью $274 млн.
В Нижнем Новгороде на Горьковском автозаводе началась сборка Mercedes-Benz Sprinter. Общие инвестиции в реализацию проекта составят 190 млн евро, из которых 100 млн - инвестиции концерна Daimler и 90 млн в модернизацию своего производства вложит группа ГАЗ.
С января 2014 г. российско-турецкое СП Cukurova-Elaz будет собирать экскаваторы-погрузчики Tarsus на мощностях «Елаза». В июне этого года стороны подписали в Москве лицензионное соглашение. Планируется собирать четыре модели Tarsus - 880, 883, 885, 888. Основные потребители - ЖКХ, малый и средний бизнес, строительные и дорожные компании. Мощность производства - 300 единиц техники в год. За четыре года объем сборки предполагается увеличить.
«Камаз» впервые с момента своей работы в 1976 г. начал производство грузовика с новой кабиной. Предсерийная сборка магистральных тягачей «Камаз-5490» начата с октября. Промышленную сборку планируется начать в 2014 г., рассказал директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Впрочем, снижение рынка сказалось и на производителе грузовиков: если в 2013 г. «Камаз» планировал выпуск 45 000 автомобилей, то в минувшем сентябре гендиректор Сергей Когогин объявил, что в связи с конъюнктурой компания выпустит на 1700 машин меньше. Выручка «Камаза» по РСБУ за девять месяцев упала на 6% до 77,1 млрд руб.
Спасительная локализация
Главным инструментом развития автопрома последние годы остается соглашение о промышленной сборке автомобилей, дающее льготы на импорт комплектующих, говорит Удалов. В обмен на это автоконцерны должны увеличить мощности российских заводов и уровень локализации выпускаемых здесь автомобилей - вплоть до 60%.
В планах Ford Sollers - достигнуть 60% локализации к шестому году производственной деятельности, т. е. к 2017 г., говорит представитель СП в Татарстане Индира Салимгараева.
Планы Ford Sollers уже привлекли в Татарстан и Нижний Новгород глобальных производителей автокомпонентов - Magna, Faurecia Automotive Exteriors. Последняя создаст СП с местной компанией «Хитон-пласт» для производства бамперов. В начале декабря о строительстве производства в Нижнем Новгороде объявила испанская Grupo Antolin, она будет производить автомобильные потолочные модули и стеклоподъемники для Ford и Volkswagen. В октябре о своем возможном открытии производства в Татарстане рассказали «Ведомостям» менеджеры мексиканской Metalsa. Немецкая Kiekert открывает производство автомобильных дверных замков на территории Камского индустриального парка (КИП) «Мастер». В 2014 г. компания планирует выпускать 150 000 замковых комплектов и удвоить объем уже через год. Инвестиции в проект составляют 2 млн евро.
Другим центром притяжения автокомпонентного бизнеса стал Тольятти. На «АвтоВАЗе» помимо Lada начата сборка Nissan Almera, в будущем году начнется производство моделей Renault и Datsun.
В сентябре 2013 г. на заводе ГАЗ открылось производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport. Кроме того, подписано соглашение с итальянской Magnetto Wheels о создании на ГАЗе производства колес. В 2013 г. подписано соглашение между правительством Нижегородской области и компанией Pedro Sanz Clima об открытии производства климатического оборудования для автобусов.
Традиционная татарская отрасль
Правительство Татарстана определило восемь секторов, открытых для инвестиций, среди них машиностроение и производство автокомпонентов. У Ford Sollers в Татарстане две площадки - в «Алабуге» и Набережных Челнах. «Если в Санкт-Петербурге у нас уже имеются прочные и долгосрочные отношения с поставщиками для производства автомобилей Ford во Всеволожске, то в Татарстане в данный момент мы активно занимаемся формированием пула партнеров», - говорит Салимгараева. По ее словам, с запуском кроссовера EcoSport на модернизированном заводе Ford Sollers в Набережных Челнах во второй половине 2014 г. СП планирует локализацию 30 компонентов, которые будут поставляться Ford Sollers от 24 местных поставщиков.
Производители автокомпонентов в Татарстане сосредоточены в Набережных Челнах в основном на территории КИП «Мастер»; свободных площадей там нет уже полгода, говорит менеджер отдела аренды парка. Парк планирует весной 2014 г. открыть новый корпус и начнет набор арендаторов, говорит собеседник «Ведомостей». Вторая площадка для производителей автокомпонентов - особая экономическая зона «Алабуга». Сейчас здесь строится завод по производству автомобильных стекол ЗАО «Аутоматив гласс альянс рус», турецкий холдинг Coskunoz строит завод по штамповке крупноузловых деталей автомобилей.
«Камаз» не раскрывает количество поставщиков автокомпонентов, говорит Афанасьев: «Оно все время меняется». По его словам, завод старается, чтобы по каждому компоненту было несколько поставщиков, «чтобы было удобнее маневрировать». Политика в отношении поставщиков достаточно жесткая, добавляет он.
На рынке автокомпонентов, как и на автомобильном рынке, наблюдается стагнация, что логично, учитывая их тесную связь, говорит аналитик AForex Нарек Авакян. Разница лишь в том, что на рынке автокомпонентов стагнация наступает с временным лагом, который возникает из-за того, что все контракты на поставку заключаются заранее и продолжают выполняться даже тогда, когда продажи автомобилей переживают спад. Рост будет составлять от 1-3%, прогнозируют Авакян и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. В III квартале Авакян ожидает, что рынок уйдет в минус 2-3%. Восстановление же наступит в IV квартале: «Но уже после нормализации ситуации на рынке автомобилей». На конец 2014 г. придется окончание программы утилизации автохлама, но «я уверен, что для стимулирования продаж будут предприняты новые меры», резюмирует эксперт.
«Я не исключаю, что и в следующем году рынок автокомпонентов сохранит положительные темпы роста - из-за переноса мощностей в Россию, в том числе развития производственных кластеров», - добавляет Шенк. Потенциал сохраняют и рынок легковых автомобилей, и рынок автокомпонентов за счет низкого уровня насыщения, резюмирует он.