Группа двадцати: Итоги председательства России в «двадцатке»
Прошло уже пять лет с начала мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., но его последствия все еще продолжают ощущаться. Мировая экономика по-прежнему не восстановила свои докризисные позиции, экономический рост слаб и фрагментирован по регионам.
Развивающиеся страны, которые были локомотивом мирового роста в течение последних 10 лет, постепенно утрачивают свои позиции. Причин для этого много - значительный объем накопленных дисбалансов как в платежном балансе, так и в бюджетной сфере. Кроме того, окончание глобального сырьевого цикла подвело черту под периодом быстрого роста экономик развивающихся стран, которые достигали высоких темпов благодаря постоянно растущим ценам на сырье.
Развитые экономики в последнее время имеют неплохие показатели роста, однако рост этот неустойчив и зависит во многом от продолжения беспрецедентного денежно-кредитного стимулирования. Последствия таких мер непредсказуемы, а осуществить аккуратный выход из них еще только предстоит.
Что же было сделано за прошедшие пять лет для ликвидации последствий кризиса и восстановления мировой экономики и чего удалось добиться России в год своего председательства в «двадцатке»?
Главным международным ответом на кризис стали меры, принимаемые Группой двадцати, преобразованной в 2008 г. в формат глав государств и правительств. «Двадцатка» должна была не только и не столько бороться с последствиями кризиса, сколько создать систему предотвращения подобных явлений в будущем.
В качестве основных задач G20 были заявлены следующие: повышение устойчивости банковской системы через внедрение рекомендаций Базельского комитета банковского надзора и повышение требований по регулированию и надзору в отношении системно значимых финансовых институтов (too-big-to-fail); реформирование международной финансовой архитектуры (увеличение капитала МВФ, перераспределение долей его членов в пользу стран с развивающимися рынками, повышение роли многосторонних банков развития). Огромный пласт работы «двадцатки» связан с финансовым регулированием. Преобразованный в текущем году в полноценную международную финансовую организацию Совет финансовой стабильности (Financial Stability Board) рассматривает порядка 28 (!) самостоятельных вопросов, которые также входят в повестку самой группы.
В год председательства в группе мы решили сконцентрироваться на двух главных вопросах - обеспечении уверенного, устойчивого и сбалансированного роста и создании рабочих мест.
В то же время мы воспользовались своим правом в качестве страны-председателя предложить и новые инициативы. На финансовом треке мы анонсировали две темы: финансирование долгосрочных инвестиций и совершенствование национальных систем госзаимствований и управления госдолгом.
Помимо перечисленных вопросов в 2013 г. рассматривались также и унаследованные от предыдущих председателей вопросы, ставшие уже визитной карточкой форума. По линии министров финансов и управляющих центральными банками к их числу относятся ситуация в мировой экономике, реформирование международной валютно-финансовой системы, финансовое регулирование и др.
В течение всего 2013 года на встречах министров финансов и управляющих центральными банками самой актуальной темой для обсуждения была ситуация в мировой экономике. Поводов для дискуссий было достаточно - это и попытки конкурентной девальвации некоторых валют, и ситуация на Кипре, и сворачивание программы количественного смягчения в США и др.
В течение всего года продолжались теоретические дебаты относительно того, какой должна быть реакция властей на экономический кризис и рост безработицы с одной стороны и высокий уровень государственного долга с другой. Одни отстаивали необходимость консолидации, так как именно наличие высокого долга является причиной продолжающегося экономического спада. Другие придерживались той позиции, что сокращение государственных расходов будет только усугублять кризис.
По сути, ответ на данный вопрос лежал в понимании размера мультипликаторов государственных расходов. Черту под обсуждением подвел МВФ, сделав вывод о том, что мультипликатор государственных расходов тем больше, чем дальше экономика находится от своего потенциала. Таким образом, в случае глубокого кризиса дальнейшее сокращение государственных расходов может только его усугублять.
Какой же был найден консенсус? Стабильность государственных финансов крайне важна. Решение этой задачи заключается в комбинации мер среднесрочного и долгосрочного характера, обеспечивающих устойчивое развитие. В краткосрочном же периоде важно восстановление темпов экономического роста, поэтому фискальная консолидация, если она проводится, не должна быть слишком активной.
Безусловно, ключевым достижением «двадцатки» в 2013 г. стало принятие среднесрочных фискальных стратегий, закрепляющих обязательства стран по сокращению уровня государственного долга и дефицита бюджета в период до 2017 г. Стоит отметить, что не все страны согласились снизить оба этих показателя, но сам факт наличия подобных количественных ориентиров должен дать ясный сигнал рынкам о том, как будет развиваться экономика.
В период российского председательства в G20 впервые за всю историю существования этого международного объединения одной из основных тем обсуждения стала проблема борьбы с уклонением от налогообложения. На июльской встрече в Москве был дан старт подготовке двух важнейших реформ в области международного налогообложения. Во-первых, был утвержден пакет мер по борьбе с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion Profit Shifting; BEPS). Во-вторых, принято решение о разработке и внедрении стандартов многостороннего автоматического обмена информацией в налоговых целях.
Несмотря на то что одобренные документы носят скорее постановочный и во многом декларативный характер, подобная проработка столь чувствительных вопросов для большинства стран «двадцатки» является беспрецедентной.
Одобренный лидерами на саммите в Санкт-Петербурге план действий по борьбе с BEPS включает в себя 15 масштабных инициатив. Это в том числе ответ на налоговые вызовы «цифровой» экономики; приведение формы налогообложения в соответствие с экономической сутью совершаемых операций; упорядочение правил налогообложения в разных странах и разных соглашениях об избежании двойного налогообложения с целью предотвращения ситуации «двойного неналогообложения» доходов; принятие стандартов прозрачности в определении налоговой базы для мультинациональных компаний.
Наиболее амбициозная цель реализации плана - закрепление результатов работы в новом многостороннем соглашении об избежании двойного налогообложения.
Решение этой задачи представляется весьма сложным, так как даже традиционные двусторонние переговоры об избежании двойного налогообложения могут порой длиться годами. Многосторонние же переговоры рискуют обернуться выхолащиванием закладываемых в документ идей и превращением его в рамочное соглашение без конкретных обязательств.
Активизация давней дискуссии об автоматическом многостороннем обмене информацией вызвана главным образом принятием США закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA). В настоящее время ОЭСР занимается разработкой глобального стандарта автоматического обмена налоговой информацией, который должен предусматривать не только технические аспекты передачи и обеспечения защиты передаваемой информации, но и ее состав.
Еще со времен председательства Франции, пожалуй, самым значительным по объему вопросом Группы двадцати является реформа финансового регулирования. При этом повестка постоянно расширяется и углубляется, становясь все более узкоспециализированной.
В течение 2013 г. удалось добиться утверждения новых, более строгих регулятивных требований к капиталу банков во всех странах Группы двадцати. В пакете «Базеля III» вводятся более строгие требования к уставному капиталу, капиталу, взвешенному по рискам, а также дополнительные защитные буферы в структуре собственных средств кредитных организаций. Эти меры в целом заметно снижают концентрацию рисков и повышают устойчивость банков к кризисным явлениям. Кроме того, «Базель III» устанавливает дополнительные требования к системно значимым банкам.
Продолжается работа по совершенствованию регулирования системно значимых финансовых институтов. Во-первых, в качестве глобальных системно значимых банков определены 29 зарубежных кредитных организаций, к деятельности которых применяются особые регулятивные режимы и в отношении которых созданы международные коллегии надзора.
С полугодовым опозданием в июле 2013 г. завершилась работа над пакетом требований, касающихся глобальных системно значимых страховщиков. Опубликован список из девяти таких компаний, к которым будет применяться особое регулирование в соответствии с разработанными рекомендациями. Российские страховые компании в числе глобальных системно значимых страховщиков не значатся.
Сейчас в большинстве стран Группы двадцати продолжаются реформы рынка внебиржевых деривативов. Более половины членов Совета финансовой стабильности уже имеют соответствующее законодательство, создающее основу для выполнения всех обязательств по реформе.
Близки к завершению реформы, связанные с введением нормы о направлении отчетности о сделках в торговые депозитарии, о повышении требований к капиталу участников, осуществляющих операции на этом рынке за рамками структур, относимых к централизованной инфраструктуре. Проводимые реформы позволяют повысить прозрачность рынка для регуляторов и мотивировать участников к централизованному клирингу, что существенно снижает риски неисполнения обязательств.
Одна из важнейших тем «двадцатки», в которой, надо признать, не удается пока достичь существенного прогресса, - реформа МВФ. Четырнадцатый пересмотр квот, который должен был быть завершен в 2012 г., а также пересмотр формулы определения квот МВФ далеки от завершения. Очевидно, что и 15-й пересмотр квот, который должен быть завершен в январе 2014 г., не будет выполнен в срок. Ход реформ, к сожалению, был остановлен внутриполитической ситуацией в одной-единственной стране. Увы, пока внутренние противоречия наших партнеров не будут разрешены, дальше двинуться мы не сможем.
Подводя итоги работы Группы двадцати под председательством России, стоит отметить, что нашему преемнику - Австралии предстоит продолжить нелегкую работу, чтобы достичь в 2014 г. практических результатов по тем обязательствам, которые страны взяли на себя в рамках санкт-петербургского плана действий и ряда других документов, принятых лидерами на саммите группы. Кроме того, Австралии необходимо также рассмотреть и возможные пути дальнейшего повышения эффективности работы самой «двадцатки».