Сеанс одновременной игры
В Театре на Таганке показали «Присутствие» - спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана», выходящий далеко за рамки юбилейного жанраПостановка Семена Александровского - новая работа «Группы юбилейного года», молодой команды под руководством режиссера Дмитрия Волкострелова и художника Ксении Перетрухиной. Ее присутствие в театре было задумано как деликатное (поработать год и уйти, придав легендарной площадке импульс к развитию). Но часть труппы «Таганки» встретила гостей с возмущением: открывшая юбилейный год выставка Перетрухиной сопровождалась скандалом. Однако уже на следующей акции - документальном спектакле «Репетиция оркестра» - противостояние пошло на убыль. А «Присутствие», похоже, стало точкой принятия театром «Группы юбилейного года».
Постановка посвящена легендарному спектаклю 1964 г., с которого началась история «Таганки». Он до сих пор в репертуаре, пережил несколько редакций и полную реконструкцию, которую Юрий Любимов сделал к 35-летию театра в 1999 г.
Уже тогда актеры Любовь Селютина и Иван Рыжиков, занявшие места игравших в первых составах Высоцкого, Губенко и Славиной, столкнулись с проблемой преемственности. «Играть молодому актеру в такой ситуации - все равно что ходить по краю пропасти, ступать по минному полю в поисках своей идентичности <...> Полную имитацию игры двух первых исполнителей поклонники назовут кощунством, а безоглядную свободу от нее еще, пожалуй, окрестят цинизмом», - написала критик Наталья Казьмина о возобновленном спектакле (текст ее статьи вмонтирован в «Присутствие» вместе с мемуарами Любимова и свежими интервью).
А теперь режиссер Семен Александровский вывел на сцену исполнителей, у которых «Добрый человек» был в экзаменационных билетах по истории театра. Разучивать рисунок роли им пришлось как партию в балете, сверяя с легендой каждый свой жест, - и эта сверка стала концептуальным решением «Присутствия». На фоне гигантской видеопроекции актеры Галина Трифонова, Мария Матвеева, Филипп Котов, Михаил Лукин и Константин Любимов повторяют движения предшественников из разных составов: Высоцкого и Славиной, Губенко и Славиной, Селютиной и Рыжикова. Интонируют слова с точностью до ударения, но звук идет не напрямую в зал, а в наушники, висящие на креслах: можно сказать, что зрителям предлагается не столько спектакль, сколько его мультимедийный образ
Повторение сначала обнажает структуру любимовской постановки, а потом само по себе превращается в танец. На глазах у зрителей актеры осваивают рисунок роли до такой степени, что могут исполнить его с любой скоростью, с любого места и даже задом наперед.
Вместе с хореографом Татьяной Гордеевой Александровский расщепляет «Доброго человека из Сезуана» на слова и движения, ощущения и воспоминания, видео и аудио. Но это не музейная реконструкция и не аналитический разбор любимовского языка, а попытка восстановить связь времен. Здесь молодая актриса отвечает на вопросы Высоцкого (или его тени). А трех разных исполнителей одной и той же роли можно увидеть на полиэкране одновременно. «Любовь и благодать под присмотром машин», как сказал бы американский поэт Ричард Бротиган. Сюжетом спектакля «Присутствие» становится не история постановки и не ее жизнь в сегодняшнем дне (хотя и это тоже), но прежде всего работа памяти и превращение реальности в историю.