Советы консультанта Слагаемые стратегии


В Японии есть поговорка: «Гвоздь с торчащей шляпкой надо забить!» У нас говорят: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». В том смысле, что скромнее надо быть. Когда ты работаешь на начальной позиции, от тебя ожидают аккуратного и быстрого выполнения поручений, сдержанности и способности перенимать опыт старших коллег.

А потом тебя решают продвинуть - и тут выясняется, что теперь все должно измениться: ты обязан иметь свою точку зрения, выдавать инновационные идеи и мыслить стратегически! Так и сказал мне один сотрудник после продвижения его на новую должность: «Как мне научиться стратегически мыслить?» Имелось в виду смотреть на вещи широко, системно, в долгосрочной перспективе, предлагать новые решения.

Некоторые считают, что если человеку что-то не дано, то ничего не получится. А я думаю, что при желании некоторые навыки всегда можно развить до приемлемого уровня. Макиавелли или Наполеоном нужно родиться, но стать эффективным менеджером по силам любому нормальному человеку. Словом, мы с коллегой рассмотрели следующие опции для развития навыков стратегического мышления.

Составить личный план развития на год. Продумать ответы на вопросы и записать их. В чем цель моей работы? Как она связана с общими целями компании и моими личными целями? Каковы мои 3-5 основных задач? Какого результата я хочу достичь? Как его измерить? В чем заключаются мои сильные и слабые стороны? Какие ресурсы у меня есть, чего мне не хватает? Кто мне может помочь? Какие три мировых тренда в своей области я могу назвать? Как изменится область моей работы через 2-3 года? Что мне сделать, чтобы к этому подготовиться?

Подтянуть теорию. Прочитать несколько книг: мне лично нравятся «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональное лидерство» Дэниела Гоулмана, «Стратегия голубого океана» Чана Кима, «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла, «От хорошего к великому» Джима Коллинза, «Стив Джобс» Уолтера Айзексона.

Узнать свою компанию целиком. Многие менеджеры мыслят нуждами своего отдела. Придется познакомиться со стратегией всей компании и понять, как работают и взаимодействуют друг с другом все отделы. Полезно ходить на обед с умными коллегами из разных групп, обсуждать их и свою работу, искать точки пересечения.

Делиться опытом и спорить. Необходимо найти наставника и время от времени спрашивать его совета. (Люди любят давать советы, и все же следует знать меру и помнить, что успешные лидеры обычно заняты делом.) Изучать специфику отрасли, посетить пару конференций по своей теме. Найти группу по интересам в LinkedIn, чтобы обсуждать практические и теоретические вопросы с разных точек зрения. Найти такую группу «живьем», если получится. Завести достойного оппонента, «адвоката дьявола» (такой всегда есть!), и с ним спорить. Трудные вопросы и конструктивная критика отлично стимулируют мозговую активность.

Освободить время для размышлений и тренировать ум. Определить те вопросы, которые менеджер оставляет себе, и те, которые он может поручить команде, чтобы хотя бы пару часов в неделю тратить не на рутину, а на размышления. Желательно заранее планировать это время в календаре, как встречи и другие проекты. Чтобы мозг работал эффективнее, можно сменить обстановку. Хорошо бы понять, что способствует «озарениям», и намеренно создавать себе такую атмосферу.

Можно заниматься с коучем, а можно взять за правило самому задавать себе вопросы. Например, как эта задача связана с задачами более высокого уровня? Какой вывод можно сделать из этих фактов? На какой тренд указывают эти события? Если это не пойдет сейчас, то, может быть, пойдет через год-два?

Совершенно точно, нужно научиться работать с командой. Привлекать команду к мозговому штурму, совместно обсуждать идеи, записывать их и внедрять лучшие. Результаты исследований показывают, что количество оригинальных решений, рожденных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности. Основные правила мозгового штурма: принимать все идеи, не критиковать, не навязывать свое мнение, дать всем высказаться. Люди часто боятся предлагать новые решения, чтобы не выделяться или из-за страха осуждения. Поэтому любая критика идей категорически запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми и смешными. Ведущий не должен навязывать свое видение группе; его роль заключается в том, чтобы дать возможность высказаться всем участникам, не только самым активным и говорливым. И не стоит забывать, что сила команды в ее разнообразии: чем больше разных людей (по образованию, опыту, психотипу) принимает участие в решении задачи, тем лучше.

Сохранять позитивный настрой. Радоваться маленьким победам, отмечать успехи. Не впадать в ступор и депрессию из-за неизбежных ошибок. Конечно, ошибки нужно признавать и исправлять, но лично мне всегда повышает настроение фраза: «Никогда не говори - я ошибся!» Куда лучше: «Надо же, как интересно получилось!»