Меморандум не для всех
Правообладатели и интернет-компании договорились о досудебном урегулировании споров о пиратстве в интернете. Правда, совместный меморандум не стали подписывать крупнейшие игроки этого рынка - «Яндекс», Google, «В контакте» и «Афиша-Рамблер-Суп»Вчера представители правообладателей и интернет-компаний подписали меморандум о сотрудничестве, который предполагает предотвращение использования пиратского видео в интернете. В частности, подписавшие документ интернет-компании обязуются по заявлению правообладателя удалять пиратский контент со своих сайтов. Для этого им придется внедрить у себя специальную систему идентификации контента. Но юридической силы этот документ не имеет - это лишь способ договориться о правилах игры, уточнил вчера руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
Документ подписали в основном сами правообладатели («Мосфильм», ВГТРК, СТС Media, Российская антипиратская организация, Национальная медиагруппа и др.), а также легальные онлайн-кинотеатры (Ivi.ru, Zoomby.ru, Rutube.ru и др.). Из крупных интернет-компаний меморандум подписала Mail.ru Group. «Мы уверены, что защита авторских прав в интернете - важная задача, над которой нужно работать всем заинтересованным сторонам, - объяснила представитель группы Ксения Чабаненко. - Меморандум, который был сегодня подписан, - это результат долгой работы и сближения позиций правообладателей и интернет-компаний».
«Яндекс», Google, «В контакте», «Афиша-Рамблер-Суп» документ подписывать не стали, рассказали «Ведомостям» их представители.
«Ряд принципиальных правок не был учтен», - говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. «Яндекс», по ее словам, считает очень важной процедуру досудебного взаимодействия. Но при ее описании следует указывать конкретный адрес страницы со спорным контентом. Кроме того, компания настаивала на недопустимости премодерации и жестких сроков для интернет-бизнеса при внедрении систем идентификации контента, продолжает Мелкумова. К тому же в меморандум необходимо включить не только обязательства по блокировке нелегального контента, но и условия для обсуждения легального рынка массового онлайн-показа в России, заключает она.
Представитель «Афиша-Рамблер-Суп» Алексей Гореславский говорит, что компания будет «постепенно подписывать меморандум» - по мере того, как в него будут внесены предложенные поправки. По словам представителя Google Светланы Ануровой, Google позитивно относится к усилиям отрасли по выстраиванию взаимоотношений с правообладателями. Но подписывать меморандум Google не планирует. «У нас есть своя процедура взаимодействия с правообладателями, которая доказала свою эффективность, и мы призываем ею пользоваться на наших ресурсах», - говорит Анурова.
«В текущей редакции меморандума есть несколько пунктов, содержание которых нас смущает», - говорит вице-президент «В контакте» Илья Перекопский. «Мы готовы к совместному поиску вариантов досудебного урегулирования вопросов, связанных с нарушением интеллектуальных прав правообладателей, но не вполне согласны с тем, что предлагается в документе в качестве единственного варианта», - добавил он.
Процедуру досудебного урегулирования споров, связанных с авторским правом в интернете, давно продвигает Роскомнадзор - орган, ведущий реестр сайтов с запрещенной информацией и пиратским контентом. Не подписавшие меморандум компании сейчас изучают его и, возможно, присоединятся к этому документу, сказал вчера Жаров. «В контакте», по его словам, взаимодействует с правообладателями напрямую, но он надеется, что соцсеть в будущем тоже подпишет этот документ.