Таблетка для «Утконоса»
«Утконос», крупнейший продавец продуктов питания в рунете, диверсифицирует бизнес: он открыл интернет-аптеку. Так ритейлер рассчитывает увеличить средний чек«Утконос» запустил собственную интернет-аптеку, сообщила представитель ритейлера Наталья Аристова. Для запуска этого проекта «Утконосу» пришлось открыть настоящую аптеку. В мае 2013 г. компания получила лицензию на фармацевтическую деятельность. Традиционная аптека открылась на территории распределительного центра ритейлера около недели назад: ее площадь - 26,5 кв. м, штат - пять человек. Онлайн же заработала вчера.
Лекарства не входят в разрешенный для дистанционной продажи перечень, утвержденный правительством. Поэтому ритейлер фактически лишь обеспечивает доставку препарата из аптеки на склад компании (там для лекарств создана отдельная температурная зона), откуда лекарства развозят покупателям, рассказывает Аристова. Сейчас средний чек заказа в «Утконосе», по ее словам, составляет около 5000 руб. С началом продаж лекарств он увеличится на 300 руб. в ближайшие три месяца, рассчитывает компания. Для сравнения: средний чек в магазинах X5 Retail Group, второго по выручке и числу магазинов офлайнового ритейлера в стране, в III квартале составлял те же 300,6 руб.
Сейчас «Утконос» продает только продукцию от фармдистрибутора «Протек», но ведет переговоры с другими крупными поставщиками, рассказывает Аристова. В аптеке «Утконоса» уже представлено около 750 товарных позиций, а к концу года ритейлер рассчитывает нарастить ассортимент до 3000 SKU. «Протеку» интересно с нами поработать, так как никто из продуктовых ритейлеров не занимается продажей лекарств», - говорит Аристова. Представитель «Протека» отказался комментировать сотрудничество с «Утконосом». В средней офлайновой аптеке ассортимент составляет 2500-3500 SKU, в крупной может достигать 7000-8000, около 80% из которых составляет лекарственный ассортимент, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Лекарства, по словам Аристовой, были выбраны потому, что продавать их «Утконос» «очень просили покупатели».
«На наш взгляд, это достаточно рискованный проект», - говорит гендиректор компании «Драгстор тех», развивающей сервис по поиску и бронированию лекарства через интернет «Здоровье Mail.ru», Кристина Танцюра. Она называет два фактора риска: во-первых, у российского потребителя есть четкая связка «лекарство - аптека» и ему сложно переориентировать свои покупки лекарств на компанию, «которая никогда не являлась и не является аптекой и где, например, могут в принципе отсутствовать необходимые специалисты по лекарствам и другим товарам аптечного ассортимента», во-вторых, отсутствует законодательная база для доставки лекарств через интернет-магазин.
В некоторых странах ЕС разрешены и доставка, и интернет-торговля лекарствами, рассказывает исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. Но там четко определены требования к доставке: это должен быть специальный пакет, на нем должно быть название лекарственного препарата, груз должен быть застрахован, а также должна быть застрахована ответственность аптеки и масса других требований, перечисляет эксперт. «В России правила торговли лекарственными препаратами по законодательству определяются Минздравом. Минздрав не определял таких правил. Фактически «Утконос» работает вне правового поля, так как этот вопрос не отрегулирован. Да, прямого запрета нигде нет, но нет и разрешения», - говорит Неволина. Аристова утверждает, что «законодательных препятствий для доставки лекарственных препаратов и средств» в «Утконосе» не видят.
Несмотря на шаткое правовое положение, онлайн-проекты развивают все крупнейшие игроки традиционной аптечной розницы: А5, «Ригла» (она запустила сервис еще в 2006 г.), «36,6».
Сейчас отраслевые чиновники изучают мировую практику регулирования интернет-продаж лекарств - такое решение в ноябре приняла рабочая группа Минздрава и экспертного совета при правительстве по лекарственному обеспечению. На основе этого анализа будут представлены предложения по развитию розничного дистанционного рынка лекарственных средств, следует из протокола заседания. Эксперты Data Insight оценивают обороты онлайн-аптек в «несколько сотен миллионов рублей в квартал».