Оседлавшие ветер
Премия «Дебют», отмечающая лучших молодых авторов, назвала лауреатов - верх одержала нестоличная поэзия и прозаЗал «Мастерской Петра Фоменко» был забит до отказа: молодые лица и взрывы смеха (не всегда объяснимого) в ответ на поздравительные речи со сцены. Хотя почему молодых писателей и поэтов должны награждать известные актеры и актрисы - действительно, вопрос, но Павлу Санаеву, возглавлявшему нынешнее жюри, как раз это, кажется, и понравилось. Он одобрительно отозвался о пышности и блеске церемонии (спонсор премии - гуманитарный фонд «Поколение» депутата Андрея Скоча), сопоставимой, по его мнению, с крупными событиями в области кино.
Впрочем, нарядность была не единственным достоинством нынешнего «Дебюта»: все его лауреаты, возраст которых не должен был превышать 35 лет, и в самом деле талантливы. Их выбирали по шести номинациям, каждый получил 1 млн руб. Первый приз в «крупной прозе» достался Алексею Леснянскому из Республики Хакасии (с. Хызыл-Салда) за повесть «Отара уходит на ветер». Это задиристая, размашисто и с большим знанием материала написанная история о путешествии по хакасской степи двух юных пастухов, скачущих на конях. Перегоняя отару, они попутно приняли у девушки внезапные роды, пообщались с лосями, подрались, сразились с пожаром, а автор тем временем прославил тонкое и изнурительное дело чабана: «Каждая овечка в тысячной отаре прошла через наши с товарищами пупы пять раз минимум: окот, стрижка, купка, клеймение, санобработка».
В номинации «малая проза» победил Александр Решовский, который недавно переехал в Москву. Его этюды о затерянных в угасающих русских деревнях и городках людях - лаконичные, резкие, точные - оставляют ощущение подлинности и неожиданности художественного мышления - словом, очевидного литературного таланта. Лучшим поэтом была признана Лета Югай (г. Вологда), награжденная за цикл действительно отличных фольклорных стилизаций. Лета Югай обогнула на повороте дебютантов-«ветеранов», Василину Орлову и Андрея Гришаева, уже попадавших в длинные и короткие списки премии прежде. В финал «эссеистики» тоже вошли опытные, постоянно публикующиеся критики Константин Комаров, Александр Чанцев и Екатерина Иванова (г. Саратов). Она и стала лауреатом, возможно, тронув жюри своими принципами: по ее мнению, критика - это «объяснения в любви» к автору. Объяснением в любви к талантам молодых сочинителей стал и нынешний «Дебют».