День рождения на миллион
Основатели компании Sharky & George манерой общения напоминают мальчишек. Они продолжают играть в те же игры, в которые играли в детстве, только зарабатывают на этом миллионыЭта история началась, когда Чарли Астор по прозвищу Шарки и Джордж Уайтфилд учились в Итоне. Они сыграли одну злую шутку с директором школы и в наказание должны были заниматься организацией дня рождения его шестилетней дочери. Девочка каменела от страха при виде клоунов, которых традиционно приглашали на детские праздники. Поэтому 17-летних друзей попросили придумать какое-нибудь другое развлечение для маленькой именинницы и ее гостей. «Мы были для нее как озорные старшие братья», - вспоминает Астор. Прозвище Шарки он получил по аналогии с героем детского мультфильма Sharky («Шарки») за ирокез, который носил в то время.
Полезное наказание
«Директор попросил нас вспомнить, во что мы играли, когда были маленькими», - говорит 31-летний ныне предприниматель. Друзья посовещались и решили использовать игры из своего детства. Первая заключалась в том, что ребенок берет в рот соломинку для коктейля и без помощи рук достает ею из мешка конфеты. Второй была традиционная для Великобритании игра grandmother's footsteps («бабушкины шаги»), когда один из игроков («бабушка») поворачивается к стене, а другие пытаются прокрасться через комнату и ее осалить. Однако «бабушка» в любой момент может повернуться, и тогда все должны замереть. Тот, кто продолжает двигаться, возвращается на линию старта.
Друзьям так понравилось их наказание, что они продолжали и дальше заниматься организацией вечеринок для семьи и друзей. После окончания Бристольского университета Астор пошел работать в маркетинговую компанию, а Уайтфилд стал хедхантером. Но друзья по-прежнему подрабатывали организацией праздников. Они нанимали клоунов и готовили подарки для участников вечеринки. Так прошел год. А потом они решили полностью посвятить себя бизнесу по организации детских праздников.
Сарафанное радио и личные связи помогли им лучше любой рекламы и способствовали быстрому росту бизнеса (друзья, например, были знакомы с принцем Уильямом, которого Астор знал еще со школы). Уайтфилд замечает, что, когда бизнес рос, они не раз получали «ценные советы от бывших одноклассников и однокурсников».
Друзья сидят в одном из кафе лондонского района Баттерси, где живет множество молодых семей, относящихся к среднему классу. Они широко улыбаются и охотно рассказывают о себе. Одеты в потертые свитеры, а волосы на головах небрежно топорщатся во все стороны. Между тем Астор и Уайтфилд весьма успешные предприниматели, которые нашли свою нишу рынка. В этом году объем продаж их компании Sharky & George впервые превзошел 1 млн фунтов стерлингов ($1,6 млн). В их бизнесе работает восемь штатных сотрудников и 80 внештатников.
Сегодня они организуют вечеринки для известных и богатых, которые могут заплатить до 40 000 фунтов ($65 650), а то и 50 000 фунтов ($82 025) за индивидуально разработанную программу праздника. Пол Маккартни нанимал Sharky & George для проведения дня рождения своей дочери. Друзья не раз организовывали развлекательную программу и для клиентов со знаменитой Даунинг-стрит, включая игру в перетягивание каната на недавней королевской свадьбе. (Саманта Камерон, жена премьер-министра, происходит из одной ветви семьи Астор, и поэтому они получили доступ на бракосочетание королевской четы.)
Дорогая погоня
«Вы бы только видели, какой потерянный вид бывает у родителей, когда ребенок держит в руках подарок, который ему вручили, и с разочарованием произносит: «И это он и есть?» Многие родители чувствуют, что должны перещеголять других мам и пап, подарив чаду лучшую вечеринку и лучший подарок», - рассказывает Джен Коннор, организатор праздников в Детском музее в Нью-Йорке.
Астору и Уайтфилду приходилось организовывать и впечатляющие по своим масштабам и замыслу мегавечеринки. Одна из них была сделана в школьном стиле, но реально превратилась в боевик с погоней. Мальчики вылетели из школы на вертолетах, приземлились рядом с Темзой, пересели на катера, а потом, уже на суше, преследовали автомобили, используя следящие девайсы. Еще одна девочка оказалась героиней праздника, где история Золушки была смешана с сюжетом фильма «Х-фактор». Все участники вечеринки получили DVD-запись праздника.
Sharky & George все чаще работают в Монако и в швейцарском Гштааде. Они организовывали охоту за сокровищами во Флоренции и на пляжах южной Франции. Они предлагают даже туристические поездки, в которых сопровождают семью за границу и организуют досуг детей.
Тем не менее Астор и Уайтфилд подчеркивают, что их основной хлеб - это более скромные мероприятия с бюджетом в 360 фунтов стерлингов ($500). Многие такие незатейливые вечеринки организуют совместно родители, которые дружат семьями и хотят поделить затраты на праздник.
Кошмарный клиент
Мировой кризис мало затронул бизнес, которым занимаются Астор и Уайтфилд. «Люди, как правило, не экономят на собственных детях. В кризис сократились бюджеты только корпоративных детских мероприятий, но в целом мы жили довольно хорошо», - говорит Уайтфилд.
Несмотря на множество оригинальных и тщательно разработанных сюжетов вечеринок для богатых людей, основная масса праздников проходит довольно традиционно. Излюбленные темы заказчиков - это принцессы и пираты, говорят предприниматели. Модные тренды приходят и уходят. Так, например, сейчас уже не столь часто, как раньше, заказывают праздники с Гарри Поттером.
Друзья настаивают, что нет никакой взаимосвязи между дороговизной вечеринки и поведением ребенка. «Бывает, что нас приглашают в один из престижных районов Лондона, где живут состоятельные семьи. Казалось бы, ребенок в такой семье может быть избалованным, но мы часто встречаем там спокойных детей, которые хорошо себя ведут», - рассказывает Астор. Он припоминает только один случай по-настоящему плохого поведения ребенка. Мама этого мальчика заранее извинилась за сына. «Они были очень милой семейной парой, двое других, старший и младший, были очень вежливы и приветливы. Но про среднего мама сразу сказала: «Извините, но он - ходячий кошмар». И была права. Всю вечеринку он бил меня ногой по щиколоткам», - вспоминает Астор.
Рост рынка услуг по организации детских праздников не связан с тем, что родители не хотят сами проводить дни рождения для детей. Уайтфилд говорит, что родители чаще всего нанимают Sharky & George, когда уже провели самостоятельно несколько детских праздников и поиграли с детьми во все игры, которые помнили с детства. Коннор из Детского музея в Нью-Йорке по этому поводу говорит: «Я видела родителей - врачей, юристов, топ-менеджеров, которые ужасно нервничали только потому, что забыли дома надувных зверей для украшения зала или заказанная пицца опоздала на 15 минут. Похоже, даже привычка к стрессу на работе не спасла их от сильных переживаний».
Астор и Уайтфилд убеждены в том, что детская вечеринка должна быть веселой и беззаботной. Не стоит превращать ее в соревнование. По этой причине они раздают сладости всем детям на вечеринке. «Вечеринка не место, где стоит учиться проигрывать», - заключает Астор.