Продажи машин замерзли

Продажи новых автомобилей продолжают падать. Участники рынка надеются на активность покупателей в декабре, что поможет рынку не упасть ниже 5% по итогам года
Е.Кузьмина
Е.Кузьмина / Ведомости

С января по ноябрь в России продано 2,51 млн новых легковых и легковых коммерческих автомобилей. Это на 6% меньше, чем за тот же период годом ранее, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В ноябре продажи автомобилей сократились на 4% до 231 982 штук.

Год для автодилеров начался с роста, но с марта рынок сокращается, хотя темпы падения в последние месяцы замедляются (см. график). «Без сомнения, продажи на автомобильном рынке в целом продолжают снижаться, хотя и с чуть меньшей скоростью», - приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. Ситуация пока не меняется и достигнутые результаты продаж можно связать с агрессивной политикой дилеров и импортеров по ценообразованию, говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков. Новогодние распродажи в этом году начались досрочно, они, безусловно, оказали эффект, но носят временный характер, продолжает он. По сравнению с прошлым годом это уже не массовая борьба со стоками, а планируемые и осознанные меры по поддержанию продаж, указывает Горшков.

Последний месяц 2013 г. станет определяющим - сможет ли рынок не упасть ниже 5%, рассуждает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. «У нас есть все основания полагать, что декабрь поможет рынку, - традиционно высокие предновогодние продажи, несмотря на то что сезон скидок начался еще в октябре, смогут поддержать отечественный авторынок», - считает она. Но ожидать того, что стоимость автомобилей снизится в будущем году, не стоит, а спецпрограммы, традиционные для января и февраля, вряд ли будут более выгодными, чем сейчас, предупреждает топ-менеджер «Рольфа».

Уже сейчас происходит сезонное оживление, определяющим фактором которого являются продажи корпоративным клиентам и госструктурам - они «осваивают бюджет», говорит коммерческий директор «Автомира» Игорь Кроливец. Эти продажи дадут объем, но дилеры не много заработают на таких контрактах, добавляет он.

По мнению Луковецкой, позитивное влияние на динамику окажут продажи новых иномарок, особенно на фоне новостей о прекращении действия программы льготного кредитования. Иномарки показывают лучший результат по сравнению с рынком в целом: если продажи отечественных брендов в ноябре сократились на 21%, то продажи иномарок выросли на 3%. Иностранные автопроизводители предлагают россиянам комфортные автомобили по адекватным ценам, а отечественная продукция не дотягивает до уровня даже бюджетных иномарок, к тому же автопроизводители предлагают выгодные программы финансирования покупки авто, а отечественные бренды предпочитают покупать за наличные, объясняет Луковецкая.

Дилеры не надеются, что в следующем году рынок восстановится. Многие из них изначально бюджетируют более низкие продажи следующего года, основываясь на результатах этого, говорит Горшков из «Авилона». По его словам, оптимистичный сценарий следующего года - если его итоги повторят результаты 2013 г., но более реальный прогноз - продолжится незначительное снижение продаж. Горшков связывает это с тем, что на следующий год не запланировано большого количества новинок на российском рынке, а других внешних факторов, в том числе и макроэкономических, нет. Сейчас есть много факторов неопределенности при прогнозировании продаж в следующем году, указывает Кроливец: это непонятная курсовая политика, которая может вызвать рост цен, и состояние банковской системы - потребители нервничают в ожидании банкротств. АЕБ представит свой прогноз продаж в 2014 г. в январе.