Советы консультанта: Прицениться к себе
Вы собрались менять работу и выходите на рынок труда, чтобы продать свои знания, умения и компетенции. Сразу встает вопрос: как назначить за себя правильную цену?
На разных рынках ситуация с открытостью зарплат бывает диаметрально противоположной. Например, у разработчиков программного обеспечения информация по зарплатам публикуется открыто, а в девелопменте и строительстве, наоборот, все за семью печатями. В целом же на рынке нет простого и эффективного инструмента, который помог бы объективно измерить параметры, влияющие на стоимость специалиста, и дать одну простую цифру «ты стоишь столько-то». Поэтому соискателю надо подходить к теме «ценообразования на себя» творчески и с умом.
«Скажу-ка я, что хочу получать в два раза больше, чем сейчас». Этот смелый подход оправдывается, либо когда вы не ищете работу и можете привередничать, ничем не рискуя, либо когда вас одновременно хантят более трех компаний. Но кандидатов, способных эффективно использовать стратегию «в два раза», не более 1%. Если же вы вполне себе крепкий, успешный работник, которых на рынке немало, но сами находитесь в поиске работы, стратегия «в два раза» скорее отпугнет работодателей.
Вы нашли вакансию мечты в компании мечты. При этом в нынешнем месте помимо заработной платы вас ничего не устраивает. Если вы понимаете, что сейчас получаете действительно хорошую зарплату, а работа в новой компании принесет вам профессиональное счастье, значит, это тот самый единственный случай, когда можно назвать в качестве ожиданий те же деньги, что есть сейчас.
Самым взвешенным и скорее всего успешным будет подход, когда на собеседовании вы назовете сумму с бонусом в 15-25% к текущей зарплате, сторговавшись в итоге до 10-15% прибавки. Взрослые серьезные люди скажут, что это правильная и честная позиция сторон по отношению друг к другу.
Обязательно уточняйте, что именно имеется в виду: net (чистыми, на руки, после уплаты подоходного налога) или gross (начисленная грязная сумма до уплаты НДФЛ). Работодатели сейчас почти всегда имеют в виду gross (маркетинг и тут успел наследить), тогда как соискатели чаще всего - net. Разница значительна.
Если ваша должность предполагает бонус, обязательно проговорите периодичность выплаты, условия получения, схему расчета и размер. Вы сможете его получить при выполнении ряда условий, личных достижений, хороших результатов в целом по компании. И после испытательного срока.
Бонусная схема на бумаге может быть очень привлекательной, но иногда выполнить разом все условия не реально. Например, в неделю вы должны делать 10 визитов к текущим клиентам (т. е. вы почти всегда будете вне офиса) и 40 звонков новым клиентам в день. Ни один из показателей не будет выполнен, не будет и бонуса. Или другой пример - когда ваш бонус полностью завязан на подразделение, на результаты работы которого вы никак не можете повлиять.
Не забудьте про льготы и компенсации. Это то, что вы тратите в связи с производственной необходимостью (звонки по мобильному телефону зарубежным партнерам, поездки к клиентам), и то, что компания вам обеспечивает для поддержания конкурентоспособности на рынке труда (питание, медстраховка, льготы на занятия спортом и т. п.). В зависимости от вашей роли в компании одна и та же опция может быть как льготой, так и компенсацией. Так, предоставление корпоративного автомобиля HR-директору - льгота, а директору по продажам, в функции которого входят регулярные встречи с клиентами, - производственная необходимость. Оцените предлагаемый пакет. Покрывает ли он расходы в связи с работой? Есть ли в нем важные для вас и приятные (или статусные) дополнительные опции?
Форма предоставления пакета - в натуральном или денежном выражении - также имеет значение. Некоторые компании купят вам мобильный телефон (и зачастую весьма неплохой), кто-то будет платить амортизацию за использование вашего аппарата, а другие - ничего, и придется идти на дополнительные расходы по покупке второго аппарата. Или компенсация за питание. Одно дело - талоны в корпоративную столовую, которые сгорают, если их не использовать, и совсем другое - определенная сумма денег в месяц. Можно ведь и сэкономить. В одной из известных мне компаний была монетарная форма компенсации питания, проезда и мобильного телефона - дополнительно к зарплате набегало почти 10 000 руб. в месяц.
А теперь суммируем и анализируем ответы на вопросы, полученные в процессе переговоров. Если сумма вышла удовлетворяющая (или даже привлекательная) - принимайте предложение (естественно, при анализе всех остальных факторов). Если остались серые зоны - лучше не стоит. Работодатель может просто чего-то не рассказать (сознательно или посчитать, что это для вас не важно). А вы постеснялись задать вопрос. Не будет удовлетворения ни у вас, ни у работодателя.
Не стоит менять работу только ради денег. Если в текущей работе вас все устраивает, то в новой могут вскрыться подводные камни. В моей практике встречались случаи, когда человека просто перекупали, а он уходил из новой компании, не проработав и пару месяцев, потому что никакие деньги не окупали отношений в коллективе, нереальных задач и неадекватного руководителя.