Точка зрения: Порт переделки
Реконструкция доков с приспособлением их к современному использованию - перспективное направление работы для московских проектировщиков.
В настоящее время столичные доки не рассматриваются как объекты коммерческой недвижимости - имеющиеся площади и земельные участки сдаются в аренду, но уровень их использования не кажется достаточно продуманным. Тем не менее развитие портовых территорий может благоприятно сказаться и на внутреннем потенциале «старой Москвы», а объекты в таких местах вполне могли бы стать ликвидными в случае комплексного подхода к редевелопменту.
Подходы к берегам
В настоящее время примеров осуществленной реорганизации столичных доков в Москве нет. Есть проекты в разработке, и большинство из них ориентировано на зарубежный опыт. Он довольно интересен. Например, Hafen City в Гамбурге спроектирован таким образом, что под здания отведено лишь 30% территории, еще четверть отдана под транспортную инфраструктуру. Остальное - общественные пространства: парки, променады, площади. В районе Het Funen в Амстердаме на границе со старым городом на площади в 3,5 га были возведены жилые и коммерческие здания. Этот проект характеризуется разнообразием типов жилья, обилием зеленых зон. Исторический «Спирс локс» (12 га) в Глазго должен стать районом плотной многофункциональной застройки с особо выделенными пространствами для детского досуга.
Речные порты Москвы уже второе десятилетие находятся в упадке. Хотя исторически именно порты были средоточием деловой активности города, а река - его основной транспортной магистралью, что в большинстве случаев делает выгодным расположение портовых сооружений.
Доки сложной судьбы
В Москве три речных порта - Северный, Южный и Западный. Все они построены еще в середине XX в., но развивались по-разному.
В Северном порту два грузовых района. Первый расположен на левом берегу Химкинского водохранилища, имеет 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 м и специализируется на перегрузке тарно-штучных грузов, контейнеров, леса, соли, нерудно-строительных материалов. Второй грузовой район - пристань Дмитров на канале им. Москвы (220 м причального фронта). Транспортная доступность у двух причалов организована по-разному. На причалах первого грузового района железнодорожные пути отсутствуют. Вывоз и доставка грузов возможны только автомобильным транспортом. Второй имеет железнодорожную ветку (550 м), примыкающую к одноименной станции МЖД. В общей сложности порт обслуживает участок канала им. Москвы протяженностью 122 км - от шлюза № 7 в Щукине до пристани Большая Волга включительно, средняя продолжительность навигации - 210 дней. Кроме того, на территории Северного порта работает завод по производству бетонных смесей и растворов.
Южный порт - самый большой в Москве, он занимает 29,6 га, не считая 1,1 га причала Печатники. Через станцию Угрешская обеспечивается перевалка грузов с воды на железную дорогу и обратно. Основные грузы - хлеб, лес, уголь, бумага, стройматериалы. Объем погрузочно-разгрузочных работ превышает 9 млн т, однако в порт могут заходить суда грузоподъемностью только до 2000 т.
Западный речной порт на правом берегу Москвы-реки имеет пять причалов, есть железная дорога до станции Фили. Порт, грузооборот которого составляет около 30 млн т, специализируется в основном на переработке минерально-строительных грузов - песка, гравия, щебня. Имеет пять грузовых участков на Москве-реке по переработке песка: Волоколамский, Серебряный бор, Нагатино, Беседы, Заозерье.
В настоящий момент основной объем логистических операций приходится на Северный и Южный порты, удобно расположенные на окраинах города и сохранившие необходимую инфраструктуру: причальные линии, портальные краны, площадки для хранения насыпных грузов и складские комплексы. Западный порт пока работает на нужды Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-сити».
Перспективы по регламенту
Правительство Москвы 15 февраля 2000 г. приняло распоряжение № 109-РП «О разработке концепции развития речного транспорта Московского бассейна до 2020 г.», в котором в том числе отражены основные направления деятельности по совершенствованию работы речных портов, находящихся на территории Москвы, и стратегия их дальнейшего развития. Отдельная глава концепции была специально посвящена развитию московских речных портов. Предполагалось, что их территории будут использоваться как буферные склады между отправителями и получателями песка и щебня в межнавигационный период. Это позволило бы строительным компаниям бесперебойно получать необходимые материалы для работ в зимний период.
В Северном порту планировалось реконструировать и модернизировать существующие терминальные комплексы. «Удобное географическое положение порта позволяет использовать его во взаимодействии не только с автомобильным транспортом, но и с воздушным («Шереметьево-карго»)», - говорилось в концепции.
Серьезную реконструкцию должен был пройти и Южный порт, но самые масштабные планы у столичных властей были все же в отношении Западного. «Порт войдет в систему международного транспортного коридора «Север - Юг». Реконструкция порта позволит сделать его важной частью логистической системы по обслуживанию ММДЦ «Москва-сити» как на стадии его строительства, так и на стадии функционирования», - утверждали авторы концепции. Проект отменили, новой концепции развития еще нет. В любом случае для его реализации потребуется государственно-частное партнерство, так как на одних частных инвестициях такие проекты не вытянуть.
Несмотря на намерения столичных властей, речные порты используются с малой эффективностью. Речной грузовой транспорт представляется наиболее эффективным для перевозки стройматериалов. А для территории наиболее перспективны на данный момент склады, так как речной транспорт, несмотря на развитие автомобильного, железнодорожного и авиационного, сохраняет конкурентные преимущества: доступность, возможность перевозки крупногабаритных грузов и удобное расположение точек разгрузки.
Перспективы столичных речных портов различны. К сожалению, пока нет увязки с разрабатываемым генпланом Москвы. Определенный потенциал есть у Южного порта, функционал которого должен быть сохранен. Речной вокзал на севере Москвы тоже может стать замечательной новой площадкой для жилой и коммерческой застройки. Территория от «Москва-сити» до шлюза вверх по Москве-реке будет освоена в ближайшие годы различными проектами. В том числе столичным правительством был утвержден проект развития Мневниковской поймы (www.mpcontest.ru).
Различными проектными институтами Москвы проводятся проектно-изыскательские работы, экологические исследования бывших речных промзон. Правда, требования к проектированию причальных сооружений в Москве регулируются регламентом, принятым еще в 1981 г. Они уже морально устарели, но действуют до сих пор.
Тем не менее есть в этом регламенте общие требования, актуальные по сей день. В частности, в документе сказано, что речные порты могут быть использованы как грузовые и как пассажирские или совмещать в своей деятельности эти два направления. При проектировании портов, сочетающих несколько функций, важно понимать, что размеры акватории должны удовлетворять условиям безопасного маневрирования и подхода судов к причалам. Удобной и безопасной должна быть акватория и для работы транспортных судов, портового флота и технических средств, которые выполняют грузовые и пассажирские операции - снабжение и обслуживание судов.
Кроме того, должны учитываться существующие и намечаемые к строительству перегрузочные комплексы других ведомств независимо от того, располагаются они на территории или в акватории порта либо рядом с ними. К таким комплексам относятся: транспортно-складские предприятия отраслевого профиля - портовые элеваторы, холодильники, лесоперевалочные базы, морские и территориальные перевалочные, базы сжиженных газов, жидких химических и пищевых грузов; индустриальные портовые районы (гавани) промышленных предприятий. И, безусловно, с точки зрения безопасности следует избегать непосредственного примыкания заводской территории к территории грузовых и пассажирских районов порта. Важно предусмотреть зонирование территории порта по технологическим функциям и специализации перегрузочных комплексов, рациональное взаимное расположение районов различного технологического назначения, а также целесообразность размещения портовых зданий и объектов комплексного обслуживания флота.