9 трлн руб. за скорость
Развитие скоростного и высокоскоростного сообщения в России до 2030 г. может обойтись в 8,9 трлн руб. Но его реализация по-прежнему под вопросомСтоимость проектов скоростных и высокоскоростных магистралей (ВСМ) до 2030 г. может достичь 8,9 трлн руб., следует из обновленной стратегии развития транспорта до 2030 г., разработанной Минтрансом. Из них на высокоскоростные железные дороги пойдет 6,5 трлн (350-400 км/ч), на скоростные (до 200 км/ч) - 2,4 трлн руб. Проекты высокоскоростных магистралей Минтранс предлагает реализовывать в форме государственно-частного партнерства, строительство скоростных железных дорог будет профинансировано за счет бюджета, говорится в документе. Представитель РЖД от комментариев отказался.
Куда проложат магистрали
В списке проектов ВСМ появилась трасса Казань - Самара (протяженность 560 км, стоимость 1,3 трлн руб., время в пути 2 ч 20 мин). А ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург может получить ответвления в Уфу и Пермь. Стоимость ВСМ без учета возможных ответвлений - 2,09 трлн руб. (0,9 трлн руб. - стоимость строительства участка Москва - Казань, 1,16 трлн руб. - Казань - Екатеринбург). К 2030 г. должно появиться и 13 скоростных линий. Инвестиции пойдут на модернизацию существующих дорог. Самым дорогим проектом станет ветка Хабаровск - Владивосток (774 км, время в пути 6 ч 40 мин) - 516,4 млрд руб. Список проектов и сумма инвестиций в скоростное и высокоскоростное сообщение будет уточняться, говорит федеральный чиновник. Получить комментарии представителя Минтранса вчера не удалось.
Проект скоростного и высокоскоростного сообщения обсуждается уже несколько лет, но пока ни один проект не реализован. В середине 2012 г. Минтранс представил в правительство первый вариант концепции развития такого сообщения, но он был отправлен на доработку. В генеральной схеме развития железнодорожного транспорта до 2030 г. (ее РЖД представила в правительство весной) проекты высокоскоростного и скоростного движения оценивались в 1,8 трлн руб. (в ценах 2012 г. без НДС), из них 343,2 млрд руб. пойдет на скоростное движение. В прошлом году Минтранс предлагал запустить скоростное движение уже к чемпионату мира по футболу 2018 г.
Кто заплатит
В мае на совещании у президента Владимира Путина было решено, что первой ВСМ станет трасса Москва - Казань. В ноябре должен был состояться конкурс на разработку проекта дороги. В конкурсе планировали принять участие два консорциума. В первый вошли структура немецкого Deutsche Bahn - DB International, испанская Ineco, «Росжелдорпроект» и «Ленгипротранс», во второй - структура французской SNCF - Systra, испанская Acciona, китайские CRCC, FSDI, Thales, итальянская Italferr.
Проект планировалось профинансировать из бюджета и фонда национального благосостояния. С учетом закупки подвижного состава и модернизации вокзалов трасса Москва - Казань оценивается в 1,06 трлн руб. (из этого на проектирование и строительство пойдет 855 млрд руб.). Помимо средств фонда национального благосостояния из Пенсионного фонда через инфраструктурные облигации планировалось получить 239 млрд руб. РЖД готова была дать 30,8 млрд руб., частные инвесторы - 43 млрд руб. Еще 223,8 млрд руб. планируется привлечь в виде кредитов. Дефицит финансирования проекта - 310 млрд руб. Но правительство решило перенаправить 150 млрд руб., которые должны были пойти на ВСМ, на другие проекты. Однако президент РЖД Владимир Якунин на заседании правительства попросил «оставить строчку» в инвестпрограмме РЖД для ВСМ Москва - Казань. Премьер поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину и РЖД «провести дополнительную экономическую экспертизу и уточнить организационную и финансовую модель высокоскоростного движения», следует из протокола заседания.
Скоростные перевозки - самый прибыльный для РЖД сегмент пассажирских перевозок. С 2011 г. выручка от поездов «Сапсан» и «Аллегро» (направления Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Хельсинки) выросла на 27% до 9 млрд руб., говорится в материалах РЖД. Пассажиропоток с момента запуска первого поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом (17 декабря 2009 г.) увеличился на 60% до 3 млн человек в год.
Проекты скоростного и высокоскоростного движения вряд ли начнут реализовываться в ближайшие несколько лет, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Такие дорогостоящие проекты требуют масштабной поддержки со стороны госбюджета и госфондов, но государство очень опасается выделять на такие проекты деньги, а РЖД за свой счет их профинансировать не может, констатирует эксперт.