Тенденции: Включить свет в темных местах рынков

А.Рудаков

Игорь Артемьев. Окончил ЛГУ по специальности «биология», Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «юриспруденция».

В 1990 г. избран депутатом Ленсовета.

Законодательные новации предлагаются вовсе не потому, что ФАС пытается рождать четвертые, пятые антимонопольные пакеты. Просто в условиях экономического кризиса все сложнее найти дополнительные источники роста. Экстенсивный путь развития или за счет стимулирующих спрос крупных федеральных проектов позволит добиться роста ВВП разве что на 0,5%, вряд ли больше.

Советская ментальность связана с монополизацией, слиянием власти и бизнеса, обеспечивающим эту монополизацию. Это сидит еще в каждом из нас. А вот новые практики добропорядочного поведения на рынке только нарождаются, хотя уже и не являются исключением из правил.

Поэтому развитие конкуренции становится важной задачей. С одной стороны, нужно идти на либерализацию, облегчать бизнесу его жизнь, с другой - продолжать бороться с произволом монополий, следить за тем, чтобы они не перераспределяли общественный пирог благосостояния исключительно в свою пользу.

Я являюсь членом правительственной комиссии по административной реформе. К сожалению, много полезных идей, утвержденных правительством, так и не были до конца реализованы. Вытащить себя за волосы из болота невозможно, поэтому вряд ли можно ожидать больших результатов от реформ чиновничества, которыми занимаются сами чиновники. Но результат появился, когда реформой начали заниматься предприниматели - наиболее активная часть потребителей госуслуг. Предпринимательская инициатива материализовалась в «дорожных картах», подписанных председателем правительства Дмитрием Медведевым. Эти документы требовали поправок в законодательство, с которыми мы собираемся выходить в Госдуму.

Второй блок поправок связан с работой, которая велась несколько лет и в этом году была завершена комитетом по конкуренции ОЭСР. Наше законодательство и правоприменение было признано соответствующим лучшим практикам, но был при этом дан ряд рекомендаций. Примерно три четверти этих рекомендаций включены в подготовленный нами законопроект, уже одобрены кабинетом министров, многие из них пойдут в Госдуму.

Есть важные решения, принятые комиссией по развитию конкуренции и касающиеся целых отраслей, например связи, авиации. Сейчас очень важно воплотить эти решения в жизнь.

Что происходит на наших глазах? Антимонопольная служба превращается в орган предупредительного контроля. Идеи, которые возникли, прежде всего в некоммерческом партнерстве «Содействие развитию конкуренции», сведены в институты предупреждений и предостережений.

С 1991 г. законодательство было направлено на немедленное возбуждение дел, достижение результатов под угрозой высоких штрафов и даже в некоторых случаях уголовного преследования. Сейчас мы начинаем с предупреждения, и у предпринимателей есть выбор - согласиться или спорить, рискуя быть оштрафованным.

Если раньше мы сразу возбуждали дело, штрафовали, долго судились, то теперь мы по таким же делам применяем процедуры предупреждения. Мы все большие карательные статьи - порядка 50 составов - переводим на режим предупреждения за двумя небольшими исключениями: монопольно высокая цена и хищение товарного знака, когда требуется быстрое реагирование, а иначе будет нанесен ущерб экономике. Примерно половина дел будут переведены в этот режим. Многие дела просто не будут возбуждаться, потому что примерно 75% наших предупреждений исполняются. Это позволит нам концентрироваться на крупных делах, потребители быстрее ощутят эффект, а нагрузка на суды снизится.

В 2012 г. количество дел сократилось на 12,4%, в 2013 г. - на 27%. Мы ожидаем снижения на 200-300%, может, и больше примерно через год, когда вся машина окончательно заработает.

Теперь о поправках, которые позволят нам концентрироваться на крупных делах. Не стоит забывать, что мы работаем по заявлениям. И не можем отказать в рассмотрении заявления, за исключением анонимного. Но теперь мы отказываемся от так называемого «эффекта дачника», когда физическое лицо жалуется на монополиста. Классический вариант: садовода не подключают к теплу или к электричеству - и он обращается к нам. Вообще говоря, эти случаи должны быть подведомственны Роспотребнадзору - и, соответственно, закон о защите прав потребителей следует применять скорее, нежели тяжелую артиллерию в виде оборотных антимонопольных штрафов. У нас нет ресурсов, чтобы заниматься этой работой за других. У нас - например, в Амурском УФАС - немногим более 20 человек. Мы должны сосредоточиться на действительно крупных делах, имеющих значение для развития конкуренции. Отказ от незначительных дел, связанных с ущемлением интересов конкретных лиц, может сократить количество антимонопольных дел на 2000 в год.

Важное событие произошло весной этого года. В первом чтении принята поправка: мы полностью отказываемся от уведомлений по экономической концентрации. С принятием поправок предпринимателям не нужно будет присылать нам уведомления по сделкам.

Мы собираемся еще раз четко прописать в законодательстве, что невозможно одновременно применять оборотный штраф и взыскание незаконно полученного дохода.