Современная история: Почему у Януковича не получилось

Украинские граждане и бизнес-группы готовы были терпеть ухудшение экономической ситуации, но не согласились с выключением света в конце туннеля
Украинские граждане и бизнес-группы готовы были терпеть ухудшение экономической ситуации, но не согласились с выключением света в конце туннеля / Sergei Supinsky / AFP

Главный сюжет ближайших дней в Киеве - как будет оформлено расставание Украины с Виктором Януковичем. Возможно, он станет первым в истории страны президентом, который не досидит до конца положенного срока. Возможно - присоединится к отцу украинской независимости Леониду Кравчуку и победителю оранжевой революции Виктору Ющенко в качестве одноразового главы государства. Сформировавшаяся после зачистки майдана антидиктаторская коалиция, в которую вошли ведущие оппозиционеры и крупнейшие олигархи, позаботится о том, чтобы о сверхпрезидентской республике, которая была установлена явочным порядком три года назад по решению конституционного суда, Украина забыла как о страшном сне.

Персональные неприятности Януковича, который в одну ночь превратился в «хромую утку», не должны затмевать одного простого и очень важного для дальнейшего развития Украины факта. Нынешняя украинская революция - это конец большого политэкономического цикла, начавшегося в 2003 г., когда непопулярный второй президент Украины Леонид Кучма был вынужден отказаться от идеи переизбрания на третий срок и дал старт операции «преемник».

Правые социалисты против левых

Преемник Кучмы, авторитарный губернатор Донецкой области Виктор Янукович, пересевший в кресло премьера в конце 2002 г., не мог похвастаться популярностью. Завоевывать ее было решено за счет наращивания государственных расходов. В 2003 г. их доля в ВВП выросла с 37,8 до 38,5%, а в год президентских выборов, закончившихся майданом, достигла 41,5% (здесь и ниже - данные МВФ).

Лево-правая коалиция, выигравшая оранжевую революцию под лозунгами борьбы с преступной властью, оказалась неспособна совладать с завышенными ожиданиями своих сторонников и избирателей. И хотя национал-демократ Ющенко при первой же возможности распустил правительство популистки Юлии Тимошенко, привести в порядок государственные финансы новая власть так и не смогла. Госрасходы выросли в 2005 г. до 44,1% ВВП. У кабинетов, которые меняли друг друга в последующие годы, не было серьезных стимулов для фискальной сдержанности. Контроль за бюджетными потоками был ключевым призом в острейшей политической борьбе между «оранжевыми» и оправившейся от поражения Партии регионов, выражавшей интересы крупного капитала, сконцентрированного на востоке и юге страны. Накапливавшиеся в экономике проблемы до поры до времени маскировались притоком иностранного капитала, которым подпитывался первый в новейшей украинской истории потребительский бум.

В конце 2008-го Украина, как и многие другие развивающиеся экономики, столкнулась с внезапной остановкой притока капитала. Банковская система оказалась на грани коллапса, и ее пришлось спасать за счет налогоплательщиков. ВВП в 2009 г. упал на 14,5%, а госрасходы подскочили до 48,5%.

Стержнем президентской кампании 2010 г., основными претендентами в которой стали Янукович и Тимошенко, стал популизм. Янукович выиграл выборы, подняв на щит лозунг «Покращення (улучшение жизни. - «Ведомости») вже сьогоднi». Во втором туре Тимошенко, пережившая кризис на премьерском посту, отстала от своего врага примерно на миллион голосов.

Сорвали резьбу

Янукович пришел к власти во главе довольно пестрой коалиции. В нее входили олигархи, посвятившие вторую половину нулевых обелению своей репутации, бизнес-кланы востока и юга и даже либералы, которых отталкивали левацкие заскоки Тимошенко. Первое правительство Януковича было по-настоящему коалиционным - по оценке одного из ведущих знатоков украинской политэкономии Андерса Ослунда, в него вошли представители девяти бизнес-групп.

Янукович провозгласил курс на радикальные реформы и летом 2010 г. договорился о сотрудничестве с МВФ. С подачи фонда госрасходы в следующем году удалось снизить с 49 до 45,6% ВВП.

Но фасадные реформы послужили лишь ширмой для концентрации власти и богатства в руках президента и его ближнего круга. Осенью 2010 г. конституционный суд, в котором ставленники Януковича получили большинство, отменил конституционную реформу 2005 г. и вручил президенту огромные полномочия. Легитимность этого шага с самого начала вызывала большие сомнения, но три года назад никто из столпов правящей коалиции не рискнул возражать. Главный внешний оппонент - Юлия Тимошенко была удалена с политической сцены и отправлена за решетку с помощью управляемой прокурорско-судейской вертикали.

К началу 2013 г. от коалиционности правительства не осталось и следа. Ключевые посты в нем заняли представители так называемой «семьи» - вице-премьер Сергей Арбузов, министр по доходам и сборам Александр Клименко, министр финансов Юрий Колобов. Эта же группа, получившая ироническое название «младореформаторов», с 2011 г. контролирует центробанк. Ее политическое кредо можно выразить следующими словами: себе - все, другим - «реформы».

Главным источником ренты при Януковиче стал государственный бюджет. Неудивительно, что в 2012 г. госрасходы выросли до 49% ВВП, а в 2013-м - до 49,5%. Несмотря на такой стимул, во второй половине 2012 г. на Украине начался экономический спад, который продолжается уже пять кварталов подряд. Зато старший сын президента, стоматолог по образованию, Александр Янукович оказался на удивление успешным бизнесменом. В ноябре 2013 г. украинский Forbes оценил его состояние в $510 млн.

Усиление «семьи» совпало с радикальным ухудшением бизнес-климата. В конце 2011 г. индекс инвестиционной привлекательности, рассчитываемый Европейской бизнес-ассоциацией, упал ниже уровня, который фиксировался в разгар острейшего кризиса в конце 2009 г., и оставался на этой отметке до III квартала 2013-го. Единственным фактором, который несколько улучшил настроения в украинской бизнес-среде, стало ожидание того, что Янукович в Вильнюсе подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Бизнес рассчитывал, что соглашение приведет к изменению правил игры в отношениях с государством и откроет для нынешних и будущих украинских экспортеров рынок размером в $18 трлн.

Что дальше

Вильнюсский провал стал для Януковича роковым. Украинские граждане и бизнес-группы готовы были терпеть ухудшение экономической ситуации и делового климата, но не согласились с выключением света в конце тоннеля.

Популистский цикл оказался разрушительным для экономического потенциала Украины. Страна, стартовавшая в 1992 г. с надеждами на быстрое сокращение отставания от Запада, оказалась настоящим аутсайдером среди всех постсоциалистических стран. Если в 1992 г. Украина была 11-й из 25 стран по ВВП на душу населения (в международных долларах США по паритету покупательной способности), то к 2013-му она опустилась на 20-е место. По абсолютному приросту этого показателя Украина и вовсе последняя в этой группе стран.

Провал европейской интеграции продемонстрировал украинцам несовместимость популистской модели с надеждами на улучшение качества жизни. Выступая на майдане 1 декабря, один из студенческих лидеров особо подчеркнул, что студенты вышли на улицу не ради повышения стипендий и новых социальных льгот, а ради свободы. Протестующие готовы затянуть пояса, лишь бы у страны снова появилась объединяющая цель - возвращение в Европу.

Свой вклад в отказ от популистских иллюзий внес и нынешний президент. Золотовалютные резервы находятся на критическом уровне, бюджет не справляется с непосильными обязательствами, сотрудничество с МВФ заморожено. Украина стоит на пороге серьезного финансового кризиса. Для нового правительства будет непозволительной роскошью не воспользоваться этим кризисом для приведения государства в порядок.