Конъюнктура: Награда для Дмитрия Зимина


В конце октября в Эдинбурге произошло важное событие, к сожалению крайне мало замеченное в России. Впервые российский филантроп был удостоен медали Эндрю Карнеги «За благотворительность», престижной награды, которую часто называют Нобелевской премией в области филантропии. Лауреатом стал Дмитрий Зимин, основатель фонда некоммерческих программ «Династия». Предыдущими ее лауреатами были, в частности, Билл Гейтс и Тед Тернер.

Мне посчастливилось присутствовать на торжественной церемонии вручения медалей, которая состоялась в парламенте Шотландии. Лауреаты премии, а среди них в этом году были, например, шейха Моза бинт Насер, председатель Катарского фонда развития образования, науки и общества, одна из 100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes, и сэр Том Хантер, первый шотландский миллиардер, - в своих выступлениях благодарили Вартана Грегоряна, президента Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, за то, что он подсказал им верные идеи в развитии их благотворительных программ. Меня невольно охватила гордость. Дмитрий Зимин создавал свой фонд без посторонней помощи, следуя только собственной интуиции и зову сердца, а между тем это был первый частный некоммерческий фонд в России. Зимину дали награду и за то, что этот человек при жизни отдал практически все свое состояние на благотворительные цели, причем сам отошел от управления фондом, предоставив право распоряжаться его средствами экспертным советам. Фонд «Династия» стал первым российским фондом, который управляется на основании лучших практик, как, например, фонд Макартуров, но при живом основателе, что бывает крайне редко даже на Западе.

Почему то, о чем я написал, важно? На наших глазах меняется культура и практика частной благотворительности в России. Недавно Владимир Потанин стал первым российским предпринимателем, присоединившимся к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффетта Giving Pledge («Клятва дарения»), тем самым подтвердив свое намерение передать большую часть состояния на благотворительные цели. Появляются люди, для которых благотворительность - это дело жизни, не менее значимое, чем развитие собственного бизнеса.

Как показывают многочисленные опросы общественного мнения, отношение к бизнесменам в нашем обществе скорее негативное. Вряд ли найдется человек, который согласился бы поставить памятник кому-то из предпринимателей - ведь среди них почти нет примеров доблестной жизни, которую можно показывать детям: вот, смотрите, как надо жить. У нас если и есть новые герои последних 20-25 лет, то такие люди, как Виктор Цой. Бизнесмены пока на такой пьедестал подняться не могут - не тянут на моральный образец. И вот наконец есть шанс, что ситуация меняется.