От редакции: В поисках доминанты
Дискуссия вокруг памятника на Лубянской площади набирает обороты. Новости о реставрации монумента Феликсу Дзержинскому породили слухи о его возвращении на прежнее место. Правозащитники и представители православной церкви с неожиданным единодушием напомнили о роли основателя ВЧК в создании советской репрессивной системы. На днях руководитель синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион предложил на телеканале «Россия 24» установить на месте скульптуры Евгения Вучетича монумент киевскому князю Владимиру, при котором тысячу с небольшим лет тому назад произошло крещение Древней Руси.
Дзержинский не только автор слов: «ЧК - не суд, ЧК - защита революции: ЧК должна защищать революцию и побеждать врага, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных». Он создатель системы террора, защитник чрезвычайных полномочий и апологет бесконтрольности органов безопасности. Трудно представить, что у этих ценностей найдутся публичные защитники в современном государстве. Но дело, конечно, не в фигурах на пьедестале в центре Москвы. Дзержинский и князь Владимир отражают две мифологии и два распространенных представления (или заблуждения) об идеальном государственном деятеле, чей образ мог бы стать объединяющим символом.
Обывателям неизвестны или малоинтересны воззрения Железного Феликса на правомерность беззакония и пыточные практики его подчиненных. Зато им импонирует аскетизм первого чекиста, распространенные в массовом сознании представления об эффективном наведении порядка железной рукой чекистов, а также успешной борьбе с коррупцией. На голосовании во время теледебатов подавляющее большинство зрителей поддержали возвращение памятника на Лубянку.
Возможно, поэтому церковь предлагает найти другую фигуру, которую можно было бы установить на пустующее место в недоступном для пешеходов центре Лубянской площади. Вопрос так еще не ставился. Обсуждали, ставить или не ставить Дзержинского, а теперь дискуссия расширилась, что само по себе интересно. Лучшей идеей было бы расширить дискуссию еще дальше. Замена мифологизированного чекиста на канонизированного крестителя православных вполне в духе времени. Но есть ведь и другие культурные герои. Разумно было бы провести опрос: кого москвичи (и гости города) хотели бы видеть увековеченным на этом тревожном месте?