Тинейджер против насекомых
В детском фантастическом фильме «Игра Эндера» храбрый ребенок уничтожает целую планету, чтобы потом пролить по ней слезыСередина ХХII века. Земля подвергается атакам крупных инопланетных насекомых, которые в русском переводе называются «жукерами», а в английском - buggers (что можно перевести и крайне неполиткорректно; Набоков, комментируя однажды это слово, употреблял русский эквивалент «мужеложник»). Задача людей - истребить всех этих сволочей раз и навсегда, прямо прилететь на их планету и уничтожить, чтоб никогда они больше не покушались на Землю. Но сделать это может только гениальный ребенок Эндер Виггин со своей детской, легкой и четкой интуицией: зачерствевшие взрослые на такое уже не способны. Эндера практически специально выращивают как идеального офицера, окружая с детства всяческой заботой; его ментор, полковник (Харрисон Форд), любуется им с таким же восторгом, с каким в «Матрице» Морфеус любовался Нео, и, кажется, вот-вот заведет ту же шарманку с ключевым словом «Избранный!».
Правда, ни избранность, ни интуиция до поры до времени не в силах подсказать Эндеру, что «жукеры» тоже живые существа и в общем-то ничуть не хуже людей; они, конечно, страшные, похожи на муравьев, и разумом у них обладают только королевы, у которых четыре черных фасеточных глаза, зато эти королевы - телепаты и способны передавать Эндеру прямо в мозг вполне себе отчетливые видения. Вовремя разгадать смысл этих видений он, увы, не может - и блистательно ликвидирует планету, чтоб потом осознать, что натворил, и отчаянно расплакаться, возлюбив собственного врага, с которым лучше было договориться, чем убивать.
«Игра» основана на романе Орсона Скотта Карда, который вышел в 1985 г. и успел стать культовой книгой; в Голливуде с идеей экранизации возились много лет, с 90-х. Кард анекдотически долго сочинял сценарий, написав то ли шесть, то ли семь вариантов, но все равно дело сдвинулось с мертвой точки, только когда к проекту подключились Роберто Орси и Алекс Курцманн, сценаристы и продюсеры, которые уже перенесли на большой экран другую космическую сагу - «Звездный путь», превратив ее примерно в такой же роман воспитания.
Разница в том, что «Звездный путь» Дж. Дж. Абрамса был хорошим фильмом; а в «Эндере» постоянно возникает ощущение чего-то левого и паленого, чего-то ненатурального: и будущее, и герой выглядят какими-то неправдоподобными. Наверное, главная ошибка авторов «Игры Эндера» - исполнитель главной роли, подросток по имени Эйса Баттерфилд. Пару лет назад он играл главную роль в «Хранителе времени» Скорсезе и там еще был вполне терпим (хотя и, прямо скажем, не ярок), но на новой стадии взросления почти лишился обаяния. С этими глазами слишком трудно идентифицироваться и как-то синхронизироваться - а для детского фантастического фильма это равнозначно провалу. Не помогают даже два старичка, присланные юноше в помощь, - морщинистый Форд и татуированный Бен Кингсли. Не помогают даже те искреннее уважение и симпатия, с которыми режиссер Гэвин Худ относится к своему герою (вернее, к самой идее храброго мальчика - героя). Эйса не герой; когда он радостно уничтожает чужую планету, ему веришь, а вот когда он рыдает по ней - нет. То есть ни разу. И в результате самое запоминающееся в ленте - королева «жукеров», очень долго пялящаяся в камеру чудесными нарисованными черными очами и начисто переигрывающая Баттерфилда в течение первых же трех или четырех секунд своего выхода.