ТКС становится банком
Инвесторы «Тинькофф кредитные системы» осознали, что это банк, а не интернет-компания, как он позиционировался при IPO, и должен оцениваться соответствующе. Котировки расписок ТКС-банка вчера опустились ниже цены размещенияВчера GDR ТCS Group Holding (материнская структура ТКС-банка) на Лондонской бирже подешевели на 4,8% до $17,2, опустившись ниже цены IPO - $17,5 (см. график). Объемы торгов выросли вчетверо по сравнению с предыдущим днем - до $117 млн. Индексы FTSE 100 и FTSE Russia IOB потеряли меньше - 0,9 и 0,2% (20.00 мск).
«Теперь цену бумаг определяет рынок, а не я», - заявил основной владелец банка Олег Тиньков, отказавшись от других комментариев.
Когда цену определял он, ТКС повысил ценовой диапазон и разместил бумаги по верхней границе - $17,5, а банк был оценен в $3,2 млрд. Это почти в 5 раз превышает его капитал, ожидаемый на конец года, при том что большинство других российских банков оцениваются ниже капитала и лишь Сбербанк и Номос-банк (для недавнего SPO) - чуть выше. ТКС и организаторы его IPО убедили инвесторов, что его надо оценивать с мультипликаторами не столько банка, сколько интернет-компании, поскольку он использует дистанционные каналы продаж и обслуживания. В результате объем размещения ТКС дважды повышался, а книга была переподписана более чем в 10 раз. В первый день торгов, 22 октября, цена GDR выросла еще на 6,7%, в течение дня котировки взлетали до максимальных $20, а объемы торгов приближались к $1 млрд.
Теперь эйфория прошла. Оптимизм первых дней может ослабнуть, адекватную цену на бумаги можно будет увидеть через несколько недель, предупреждал главный аналитик «Нордеа банка» Валерий Евдокимов. Размещение ТКС было очень дорогим, говорит аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая, опыт показывает, что при дорогих IPO удержать стоимость бумаг выше цены размещения сложно. Те, кто купил бумаги на IPO, могут захотеть зафиксировать прибыль, считает она. Банк заслуживает высокой оценки, полагает управляющий партнер PFL Advisors Федор Наумов. Он объясняет высокую оценку хорошим возвратом на капитал и ускоренным ростом бизнеса банка, но признает, что оценка в $3 млрд - это «очень много, слишком много». «Несмотря на то что предложение попало в спрос, стоимость ТКС, конечно, должна быть ниже, и бумаги банка скорее всего подешевеют еще», - говорит он.
Какое-то время котировки могут поддерживать букраннеры: в течение 30 дней с момента IPO они имеют право выкупить бумаги ТКС на $138 млн (объем размещения ТКС - $1,25 млрд) и 21 ноября продать их акционерам банка по цене IPO (так называемый опцион на переподписку, или green shoe). Этот инструмент используется для стабилизации цены на бумаги в первое время торгов, поясняет сотрудник международной юридической компании: если цена бумаг падает, банки-организаторы выходят на рынок покупать бумаги в пределах опциона, создавая искусственный спрос. Букраннеры ТКС (Goldman Sachs, Morgan Stanley, «Сбербанк CIB», JPMorgan и «Ренессанс капитал») не комментируют, реализуют ли они опцион. Пока они не начинали, уверяет человек, близкий к ТКС-банку.