Храм славы венгерской музыки
В Будапеште после реконструкции открылся Концертный зал Академии им. Ференца Листа. Событие стало национальным и европейским праздником«Genie oblige!» («Гений обязывает!») - воскликнул Ференц Лист 138 лет тому назад и основал академию. Инаугурация зала была приурочена к дню рождения основателя и прошла накануне Дня независимости Венгрии. В этом был особый смысл. Венгры связывают национальную идентичность не только с языком, но и с венгерской музыкой, известной всему миру.
Имена Бартока, Кодаи, Эркеля, Донаньи, Лигети, Куртага - выпускников академии - давно вписаны в мировую историю музыки. Мощнейший фольклорный факультет, у истоков которого стояли Барток и Кодаи, вбросил в композиторский обиход богатейшие залежи архаичных пластов венгерского фольклора. Простая в обращении, но весьма эффективная методика «релятивной системы» сольфеджирования также была придумана в недрах этого учреждения. Сегодня академия - институция, формирующая таланты, плодящая лауреатов и пролагающая пути в музыкознании.
Большой зал - главный из пяти концертных залов, которыми располагает академия, - декорирован с избыточной, почти варварской пышностью. Стиль art nouveau выражен здесь во всем великолепии архитектурных деталей, в витиеватых композициях фресок, в повторяющихся мотивах лавровых венков - их держат над величавым Листом две музы, украшающие фронтон здания. Аполлонические мотивы подкреплены золотыми зарослями лавра на шатровом потолке и золотыми же спиралевидными дисками - солярными символами; лиры в клювах золотых лебедей также атрибут солнечного божества. С первого же взгляда Большой зал академии поражает: это шедевр дизайна начала ХХ в., в котором золото, яркие краски, барельефы, скульптуры, плавные обводы балконов - все буквально кричит о том, что вы очутились в храме искусства, в сакральном вместилище, где пируют музы и расцветают искусства.
Реконструкция Концертного зала Академии Листа обошлась в 13 млн евро; львиную часть денег - 90% - дал на реконструкцию Евросоюз, и лишь 10% - Венгерская республика. Вот почему было решено придать событию международное звучание: на инаугурации зала присутствовали герцог Кентский и принц Эдвард, президенты и ректоры многих консерваторий, в том числе ректор Московской консерватории Александр Соколов.
Вечером состоялся пышный гала-концерт, который транслировался в режиме live национальным телевидением; участвовали в нем исключительно венгерские музыканты, хоры и оркестры. Это было принципиально: эдакая демонстрация силы и славы венгерской исполнительской школы.
Грянули фанфары: брасс-ансамбль студентов академии сыграл специально написанный опус Ласло Шандора. Оркестр академии лихо оторвал пятый Венгерский танец Брамса. Нарочито резкий дискант юной фолк-певицы разорвал тишину зала с высоты хоров; спел «Вечернюю песню» Кодаи детский хор. Пятнадцатилетний виолончелист Гергели Девич, с которым связывают большие надежды, вдумчиво и старательно исполнил Прелюдию Баха. В финале концерта за пульт встал Золтан Кошич: грандиозная Хоральная фантазия Бетховена, главная тема которой предвосхищает гимническую тему оды «К радости», завершила вечер, подытожив события насыщенного дня: главный концертный зал Будапешта вступил в строй.
Будапешт