Доходное место: Спортивный частный интерес

Фитнес-индустрия считается одним из самых выгодных направлений для развития бизнеса — затраты могут окупиться в течение двух-трех лет. Основные вложения — в аренду и ремонт помещения фитнес-клуба.
Фитнес-индустрия считается одним из самых выгодных направлений для развития бизнеса
Фитнес-индустрия считается одним из самых выгодных направлений для развития бизнеса / М. Стулов / Ведомости

В России этот бизнес развивался по тому же принципу, что и в Англии, - «сверху вниз», от элитных клубов к бюджетным, в отличие, скажем, от американского, который вырос из дешевых качалок.

Фитнес-индустрия считается одним из самых выгодных направлений для развития бизнеса

В 1990-е гг., чтобы выжить при значительных первоначальных вложениях в аренду или постройку помещения, ремонт, профессиональное оборудование, приходилось придумывать концепцию для VIP-клиентов. Сейчас, с ростом конкуренции в сегменте, элитным клубам все труднее держать цены на высоком уровне. Приходится изобретать все новые эксклюзивные услуги для привлечения и удержания состоятельных посетителей, что требует дополнительных вложений. В итоге бизнес в премиальном сегменте укрупняется, переходя под власть сетевых игроков. Новым участникам борьбы за кошелек клиента на премиальной поляне победить в ней будет крайне сложно. Велик риск оттока клиентов при имиджевых (репутационных) ошибках или перемене модных тенденций.

Демократичный потенциал

В московском маркетинговом агентстве «Амико» считают, что наибольший потенциал роста среди всех сегментов на рынке фитнес-услуг имеют демократичные заведения, возможности элитной ниши практически исчерпаны. Выводы исследования «Амико» подтверждает и Николай Яковлев, вице-президент по маркетингу и стратегии «Русской фитнес-группы» (сеть клубов WorldClass и «Физкульт»): «Сейчас возможны еще точечные открытия, но перспективных мест для элитных клубов становится все меньше и меньше».

По данным ЭКЦ «Инвест-проект», в 2009 г. карты на посещение московских фитнес-клубов купили 800 000 человек, по итогам 2012 г. число держателей карт значительно превысило 1 млн человек. «Но купить карту и регулярно заниматься фитнесом - совсем не одно и то же, - уточняет директор «Инвест-проекта» Алексей Лумпов. - Поэтому владельцы фитнес-клубов могут продавать значительно больше карт, чем позволяют помещения. В результате в некоторые часы и дни в залах никого, а по вечерам и весной - очереди даже на вход, а не только в душ».

Рынок фитнес-услуг близок к насыщению. За последние пять лет он рос поистине гигантскими темпами, и уже наблюдается плавное снижение. Объем рынка в прошлом году, по данным «Амико», составил около 9 млрд руб., что в 9 раз больше, чем аналогичный показатель 2008 г. В то же время 2012 год показал результаты худшие, чем 2011-й, в плане динамики роста (прибавка всего на 0,8%). Еще можно успеть вскочить на подножку отъезжающего поезда под названием «Успешный фитнес-бизнес», но для этого необходимо правильно определить ценовой сегмент, в котором будет работать будущий клуб, и выработать конкурентоспособную концепцию.

Тонкости ценообразования

Общепринятая классификация фитнес-клубов делит их на четыре основные группы: бюджетные (для людей с низким уровнем дохода), демократичные (средний уровень дохода), бизнес-класса (выше среднего), элитные. Ценовой разбег на годовые карты приличный: от 3000 руб. в клубе бюджетного уровня, 25 000-40 000 руб. - демократичного и 60 000-100 000 руб. в клубах для людей с высоким уровнем дохода.

Может показаться, что с учетом перенасыщенности Москвы людьми просторные фитнес-центры без очередей к тренажерам или в сауну сами по себе уже могут тянуть на гордое звание элитного, но этого недостаточно. «Клиенты клубов WorldClass, во-первых, занимаются по эксклюзивным методикам с тщательно отобранным тренерским составом, во-вторых, в комфортном месте благодаря дизайну помещения и большим пространствам», - объясняет Яковлев.

Для фитнес-клуба обычно выбирается многолюдный городской квартал - деловой или жилой, чтобы потенциальные потребители услуг (это, как правило, люди от 18 до 40 лет, т. е. офисные сотрудники или студенты) могли без проблем зайти туда после работы/учебы или в течение дня.

Обычно к помещениям предъявляются следующие требования: высокое энергопотребление (100-150 кВт ч для помещения в 1500-2000 кв. м), высокие потолки (от 3 до 10 м), хорошая вентиляция, отдельный вход. Следует учитывать также повышенную нагрузку на перекрытия (при наличии бассейна, тренажерного зала). В противном случае владелец рискует получить дополнительные проблемы. «Сделали бассейн - а он потек, фундамент не выдержал. И мы продали фитнес-клуб именно по этой причине», - делится Юрий Катков, сотрудник клуба сети «Планета фитнес» в Самаре. Даже характеристики фундамента стоит принимать во внимание. Если позволяют средства, лучше построить новое здание с учетом всех требований.

В Москве построить с нуля клуб возможно только в спальных районах, а в центре придется арендовать или выкупать уже существующие площади с последующей реконструкцией. Плюсы переделки - упрощенное проектирование и быстрая сдача объекта под ключ, отмечает Владимир Подколзин, начальник ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России». Основной минус - скорее всего параметры объекта ограничат перечень спортивных активностей аэробикой, танцами и т. п. занятиями, не требующими дополнительных мощностей, замены инженерии и усиления перекрытий. «Но если нужен, например, легкоатлетический зал с бассейном, предпочтительнее новое строительство», - уверен эксперт.

Оно, кстати, далеко не всегда дороже реконструкции (но, как правило, на 30% дороже, оценивает Подколзин). Ремонт 1 кв. м под ключ обойдется в $700-1200, особенно если есть «дорогие» объекты: джакузи, турецкая баня. Но выбирать особенно не из чего. Легче всего будет подобрать помещение под фитнес-студию или студию персональных тренировок. Сложнее мультифункциональным клубам: скорее всего придется серьезно поработать над помещением, если встал вопрос о реконструкции. Если, допустим, помещение для бассейна не вписывается в конструктивную схему, снести несущие стены не получится. Понятно, что ни один нормальный владелец не стал бы размещать бассейн на 2-м этаже, а под ним тренажерный зал. Соответственно, нужно проверять, позволяет ли находящийся внизу подвал (как вариант - подземный паркинг) произвести заглубление. Возможно ли проводить вентиляционные коммуникации по потолку, если выше располагаются жилые помещения? Для установки кондиционеров нужны соответствующие электрические мощности. Чтобы всегда была горячая вода, потребуется собственная бойлерная и т. д. «Только оборудование фитнес-клуба премиум-класса площадью 3900 кв. м обойдется в $2-3 млн», - говорит Дмитрий Котровский, вице-президент «Химки групп».

Но это половина проблем. Основные начнутся тогда, когда инвестор деньги потратит, клуб построит, а клиент не придет. Поэтому, планируя массовый, демократичный проект с быстрой окупаемостью, можно обойтись без некоторых помещений. Например, не проектировать залы индивидуального тренинга, не задумываться над максимально уютным баром, порой даже детская комната не нужна, если клуб располагается в деловом центре и рассчитан на сотрудников близлежащих офисов. Также ускорит окупаемость отсутствие мест, не приносящих дохода (например, большое количество коридоров). По площади заведения для лиц с невысоким и средним уровнем дохода могут быть и менее 1000 кв. м, и более 7000 кв. м, но быстро окупиться сможет только сравнительно небольшой клуб - не более 1500-2000 кв. м, в противном случае проект может оказаться хоть и амбициозным, но весьма капиталоемким и окупится лет через 7-10. То есть размер напрямую не влияет на стоимость абонемента. Многие клубы-гиганты действуют в среднем ценовом сегменте, а вовсе не в премиальном - затраты на помещение велики, а богатых клиентов на всех не хватает. В определении стоимости услуг первичны концепция (в том числе дизайн пространства, свет, панорамные окна и прочие характеристики самого помещения) и уровень сервиса.

Будущий владелец клуба должен четко понимать три вещи о своих потенциальных потребителях: уровень платежеспособности, образ жизни и имеющиеся потребности. В открытом осенью 2012 г. клубе «Город столиц» (WorldClass) в ММДЦ «Москва-сити» урбанистический дизайн и отсутствие детской комнаты выдают ориентацию на топ-менеджеров, работающих здесь же. По словам Яковлева, спрос хороший и заведение окупится даже раньше, чем планировали. Абонемент стоит 97 900 руб. в год. Ставка аренды для фитнес-центра в «Москва-сити» в несколько раз выше средней по другим клубам WorldClass, но ниже, чем у находящихся в «Сити» офисов, уточняет Яковлев.

Фитнес-клубы часто добиваются для себя более низких цен на аренду, чем офисы или магазины, - это нормальная практика, иначе не отбить затраты. В торговых комплексах и бизнес-центрах за пределами Садового кольца ставки аренды составляют 7000-20 000 руб. за 1 кв. м в год, включая НДС, не включая операционные расходы. В центре - на порядок дороже, делился в частном разговоре собственными изысканиями бизнесмен, который собирается открывать фитнес-клуб.

Можно пойти на риск и открыться в густонаселенном жилом районе. Но придется смириться с риском длительной окупаемости. Хотя, возможно, досконально разобравшись в ошибках конкурентов, владелец нового фитнес-бизнеса учтет все промахи и доработает формат до более привлекательного уровня, чем у них. В противном случае остается один вариант - ценовой демпинг.

Сергей, планирующий открыть свой фитнес-клуб недалеко от центра (в уже функционирующем спорткомплексе со ставкой менее 10 000 руб. за 1 кв. м), абсолютно уверен, что его комплексное предложение будет пользоваться спросом. «Весь спектр услуг для красоты тела (SPA, солярий, маникюр - педикюр - стрижка) в твоем же районе» плюс новые, удобные тренажеры - вот перспективная концепция для проходного места, где будет располагаться его фитнес-центр. Сергею в помещение площадью 840 кв. м нужно привлечь всего 710 клиентов с ценой абонемента 15 000 руб. в год.

Больше воздуха, меньше шума

Дмитрий Котровский, вице-президент «Химки групп»:

- Построить фитнес-клуб с нуля дороже, чем реконструировать: изыскательские, проектировочные, строительные, инженерные работы - это более половины всех расходов. Но даже расходы на переоборудование могут стать неприятной неожиданностью, если это сложносочиненное помещение с массой балок, несущих стен, с плохой инсоляцией, древними инженерными сетями. При строительстве фитнес-клуба применяются строительные правила, регламентирующие уровень защиты от шума, естественное и искусственное освещение, вентиляцию и влажность в зонах для нагрузок и душевых. Например, СНиП 2.04-05-91 предусматривают, что приток свежего воздуха в спортивный зал должен составлять 80 куб. м в час на каждого посетителя фитнес-центра. Существуют и потребительские требования: количество душевых и санузлов, площадь раздевалок, высота потолков (заниматься в помещении, где потолок ниже 3 м, некомфортно).