Чиновники не смогут покупать Mercedes

Минпромторг расширил перечень импортной автотехники, которую не смогут закупать госструктуры. В группе риска автомобили Mercedes
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Минпромторг доработал проект постановления правительства о запрете госструктурам покупать импортную автотехнику. Сначала предполагалось, что он будет распространяться на легковые, грузовые и специальные автомобили, автобусы и троллейбусы, дорожные тягачи для полуприцепов, рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Но после совещания с представителями ФАС, Минэкономразвития и производителями техники список дополнен кранами, трубоукладчиками, разгрузчиками и погрузчиками строительными, самоходными машинами и оборудованием, автомобильными прицепами и полуприцепами, а также трамвайными вагонами. На следующей неделе документ должен пройти межведомственное согласование, после чего будет направлен в правительство. Вступить в силу он должен с 1 января 2014 г., говорит Евтухов.

В госзакупках автобусов и грузовиков и так преобладает отечественная продукция. Так что здесь вряд ли будут большие изменения, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Из представительских легковых автомобилей в России собираются Audi (в Калуге) и BMW (в Калининграде). Под запрет могут попасть автомобили Mercedes. Руководитель отдела корпоративных коммуникаций «Мерседес-Бенц рус» Андрей Родионов не стал комментировать инициативу Минпромторга. Компании, у которых нет российской сборки легковых автомобилей (Daimler, например), смогут ее при необходимости оперативно организовать, считает Беспалов.

Госзакупки легковых и грузовых автомобилей по своим объемам мизерны в сравнении с продажами автоконцернов на рынке. Например, «АвтоВАЗ» в рамках госзакупок продает больше 10 000 автомобилей в год, говорит директор по внешним связям Игорь Буренков. Для сравнения: в 2012 г. в России было реализовано 578 387 машин Lada, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Проблем у автомобилей, выпускающихся в России крупноузловым методом, не будет - по таможенной классификации они имеют страной происхождения Россию, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Это решение направлено на поддержку отечественного автопрома: госнужды должны удовлетворяться за счет национальной промышленности, парирует Евтухов. Он надеется, что мера будет стимулировать зарубежные автоконцерны расширять производство в России. Это не только российское изобретение - например, в США бюджетные деньги традиционно тратятся на закупку местной продукции, замечает Беспалов из «ВТБ капитала».