Сколько стоит радость общения

В очередном рэнкинге FT EMBA лидируют программы, которые обучают студентов на нескольких континентах. За пять лет, прошедших после поступления на одну из программ, вошедшую в рэнкинг, зарплаты выпускников увеличились на 54% в среднем со $112 000 до $173 000
А. Таранин
А. Таранин

Лишь 1% выпускников программ Executive MBA 2010 г. считают, что приобретенный ими опыт можно заменить обучением онлайн. Подавляющее же большинство убеждены, что это в принципе невозможно. В качестве причин большинство респондентов назвали взаимодействие с другими студентами и возможности по налаживанию деловых контактов. Справедливости ради стоит отметить, что 84% опрошенных получили меньше одной пятой контента программы обучения через интерактивные интернет-каналы и лишь 15% хотели бы, чтобы эта доля выросла. Среди тех же, кому удалось обойтись без какого либо онлайн-обучения, 59% оказались более чем удовлетворены этим фактом. И наконец, лишь 15% из 1080 респондентов, закончивших обучение по программам EMBA, хотели бы, чтобы интернет-инструменты более активно использовались в процессе обучения.

Таковы результаты опроса выпускников программ Executive MBA, проведенного FT в ходе подготовки очередного, 13-го по счету, рэнкинга программ обучения для действующих руководителей.

Рулит глобализация

Как и в прошлые годы, на первых местах оказались по-настоящему глобальные программы, которые не ограничиваются одной страной и даже одним континентом.

Рэнкинг был составлен на основании данных выпускников 2010 г. Их нынешнее положение сравнивали с тем, что было до их поступления на соответствующие программы.

На 1-е место пятый год подряд попадает совместная программа Школы менеджмента Kellogg и Гонконгского института науки и технологий (HKUST). Она лидирует и по абсолютным значениям, и по приросту средней заработной платы выпускников, попала в первую десятку по таким параметрам, как опыт работы студентов и достигнутые ими цели. В ней один из самых интернациональных по составу набор студентов.

Школа бизнеса Fuqua Университета Дьюка в Северной Каролине поднялась с 16-й позиции в 2012 г. на 8-ю в 2013 г., а бизнес-школа национального университета Сингапура - с 26-й на 17-ю. Бизнес-школа Наньянг, впервые принявшая участие в рэнкинге FT, сразу же поднялась на 13-е место, а колледж экономики и менеджмента Университета Джао Тонг в Шанхае с первой попытки оказался на 32-м.

Программа для одержимых

Каждый третий выпускник всех бизнес-школ, вошедших в сотню, платил за обучение из своего собственного кармана, еще треть училась за счет работодателя, который покрыл все расходы, оставшиеся разделили расходы с работодателем. Но всех без исключения выпускников отличает высокая мотивация и нацеленность на результат: совсем непросто совмещать работу и учебу на нескольких континентах, да еще у большинства студентов есть и семейные обязанности.

Те, кто не испугался трудностей и значительных финансовых вложений, ставили перед собой задачу укрепить знания менеджмента и развить лидерские качества. «Программа помогла мне разобраться, кто я и кем хочу быть как лидер, - говорит Грег Профета, выпускник Уортоновской школы менеджмента Пенсильванского университета. - Она помогла мне сосредоточиться на главном, стать более результативным и более внимательным к людям».

Оценки учителям

Самую большую пользу выпускники, по их собственным оценкам, получили от обучения корпоративной стратегии, финансам и экономике. Самые низкие оценки от выпускников достались курсам информационных технологий и электронной коммерции.

Службы развития карьеры при бизнес-школах не всегда соответствуют ожиданиям выпускников. «На этих позициях должны работать профессиональные рекрутеры и специалисты по трудоустройству с большим практическим опытом, а не бумажные тигры», - жалуется один из выпускников. Но там, где недорабатывают службы развития карьеры, помогают сильные социальные сети знакомств выпускников.

В большинстве случаев обучение благоприятно сказывается на развитии карьеры: выпускники программ EMBA добиваются более высоких позиций и выигрывают с финансовой точки зрения. Каждый пятый выпускник 2010 г. сумел занять позицию гендиректора или члена совета директоров. Годом ранее таких было всего 8%. Если до начала обучения 31% студентов занимал профессиональные, а не руководящие должности, то через три года после окончания программ таких стало лишь 9%. За пять лет, прошедших после поступления на программу, зарплаты выпускников увеличились на 54% - с примерно $112 000 до $173 000.

Половой дисбаланс

Все бы хорошо, но вот только гендерный дисбаланс обучение по программам EMBA исправить пока не в состоянии. Если среди студентов первого года обучения еще как-то удается соблюдать паритет - женщин в среднем на соответствующих программах обучается столько же, сколько и мужчин, - то уже через три года после завершения программы лишь 40% представительниц слабого пола удается добиться директорских позиций по сравнению с 53% представителей сильного пола. Если до поступления в бизнес-школу разница в зарплатах между мужчинами и женщинами составляла лишь $14 000 в год, то через три года после завершения обучения этот разрыв достигает уже $26 000 в год: мужчины зарабатывают в среднем $179 000, а женщины - $153 000.