Борьба с коррупцией бьет по дорогому алкоголю
Производители элитного алкоголя объясняют падение продаж в Азии борьбой китайского правительства с подарками чиновникамВ 2012 г. правительство Китая потребовало от чиновников ограничить представительские расходы, в том числе на проведение банкетов и посещение ресторанов. Среди населения росло недовольство коррупцией и выставлением напоказ богатства «слуг народа». Производители алкоголя заявляли, что эта политика может нанести вред их продажам. Сейчас они в полной мере почувствовали это.
Diageo, крупнейший в мире производитель алкоголя по выручке, заявила, что политика Китая привела к значительному падению продаж бренда Shui Jing Fang, владельцем контрольного пакета которого она является. Shui Jing Fang - премиум-версия национального алкогольного напитка байцзю из сорго, пшеницы или риса. По данным Euromonitor, продажи байцзю составляют половину китайского рынка алкогольной продукции. Diageo заявила, что продажи премиальных брендов шотландского виски оставались на хорошем уровне. Но в целом объемы продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизились до 0,6% в III квартале против роста на 2% за тот же период 2012 г. Мировые квартальные продажи Diageo выросли на 3,1% благодаря стабильному спросу в Северной Америке. «У нас проблемы на развивающихся рынках, в частности политика властей в Китае, но есть рынки, где мы уверенно растем», - говорит гендиректор компании Айван Менезес.
Данные по французской Remy Cointreau только добавляют беспокойства по поводу ситуации в Китае. Производитель коньяка Remy Martin и рома Mount Gay сообщил в четверг, что продажи упали до 294,4 млн евро с 324,1 млн евро во II квартале финансового года в связи со снижением спроса в Китае. Гендиректор Remy Cointreau Фредерик Пфланц заявил, что «определенные шаги, предпринятые Китаем, ударили по продажам продуктов премиум-сегмента, производимым компанией, особенно коньяка, в традиционных китайских ресторанах и на других площадках, например в караоке-барах. «И мы не знаем, когда это прекратится», - добавил Пфланц.
Инвесторы ждут квартальных отчетов французского производителя алкоголя Pernod Ricard (выйдут на этой неделе). Это должно прояснить положение индустрии в Китае. Руководители Pernod предупреждали ранее о сокращении продаж в стране, что частично объяснялось борьбой с подарками чиновникам.
Аналитик Sanford C. Bernstein Тревор Стерлинг считает, что китайские новогодние праздники в конце января сыграют ключевую роль в восстановлении рынка алкоголя в стране. Но продажи будут продолжать снижаться до тех пор, пока реализуется нынешняя антикоррупционная политика, предупредил Стерлинг. На пиво запрет китайских властей не распространяется. SABMiller заявила, что жара в Китае способствовала увеличению объемов продаж лагера на 10% во II квартале.