Шелковый путь достиг Урала
В Екатеринбурге завершился фестиваль «Евразия». Под девизом «Свет с Востока» он собрал исполнителей мирового уровня, еще раз доказав: в России исчезает музыкальная провинцияКоопман первым играл на новом клавесине, который Свердловская филармония заказала при его содействии. У инструмента - это копия клавесина 1730 г. работы французского мастера Бланше - нет аналогов на Урале. Нет, видимо, аналогов в России и у филармонии, возглавляемой Александром Колотурским. Ее слушателям позавидуют столичные залы, о приезжающих на Урал исполнителях мечтают многие в Европе. С недавних пор усилиями филармонии стали появляться виртуальные концертные залы. Открытие «Евразии» транслировалось на многие городки и деревни Свердловской области. Так у Великого шелкового пути появились новые, культурные ответвления.
Фестиваль «Евразия» в Екатеринбурге задуман как место встречи Востока и Запада. Программы многих концертов объединяли культуры, построенные по разным принципам, в том числе мелодическим. Уральский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, художественного руководителя «Евразии», открыл фестиваль двумя мировыми премьерами - опусом Леонида Десятникова «Путешествие Лисы на Северо-Запад» на стихи вдохновленной Пу Сун Лином Елены Шварц (сопрано Венера Гимадиева) и концертом для чанггу (барабана) с оркестром «Природа как она есть» кореянки Чо Ын Хва. Новую редакцию «Лазоревого дракона Востока» представила композитор из Екатеринбурга Ольга Викторова. Добавьте к этому Первый скрипичный концерт Филипа Гласса с Сергеем Крыловым - и получится сконцентрированное кредо фестиваля: исполнители первого ряда, редко или впервые звучащие произведения (программный директор - Гюляра Садых-заде), «Свет с Востока» как девиз и содержание концертов.
Фестиваль задуман ради диалога цивилизаций. Пианист Алексей Любимов исследует отношения Джона Кейджа и Мортона Фельдмана с культурами Востока, Мангеймский филармонический оркестр под управлением Бояна Виденова объединил произведения Бетховена, Мендельсона и современного японского композитора Тору Такемицу, а турецкий пианист Фазиль Сай играл сначала сонаты Моцарта и Бетховена, а затем собственные баллады, джазовые импровизации и знаменитый «ответ» на моцартовский «Турецкий марш». Сай с успехом исполняет его по всему миру, напоминая, что существует не только очевидное влияние Востока на Запад, но и обратное движение, в Европе мало изученное.
Екатеринбургская публика тоже не осталась равнодушной к театрализованной манере исполнения знаменитого пианиста-композитора (заказы на сочинения Сай получает от крупнейших фестивалей мира, начиная с Зальцбургского). На автограф-сессии после концерта фойе бывшего Дворянского собрания (здесь расположена филармония) было полно народу. Такие встречи с исполнителями проходили каждый вечер, порой на них можно было увидеть, а то и потрогать сами инструменты. Некоторые публика не видела прежде. Спецпроект фестиваля «Великий шелковый путь» расширил представления многих. Сам Великий шелковый не проходил через Урал, но ради метафоры взаимоотношений Востока и Запада искусство способно пожертвовать географией.
Спецпроект объединил румынский православный хор «Византион», испанских исполнителей фламенко во главе с певцом Рафаэлем де Утрера, ансамбль индийской классической музыки (его участники, живущие в Индии и Латвии, еще и рассказывали об инструментах и североиндийской музыке). Звездным же часом «Великого шелкового» стало выступление ансамбля мугаматистов из Азербайджана под управлением Эльшана Мансурова (он играет на кяманче - струнном смычковом инструменте, распространенном на Среднем Востоке). На Екатеринбург мугам подействовал гипнотически, не знаю, что должно произойти, чтобы публика забыла голоса Арзу Алиевой и Этирама Гусейнова.
«Евразия» не идеализирует и не усложняет культурные ландшафты. Большую часть жизни те проводят если не в изоляции, то в самодостаточности. Программа оркестра Дмитрия Лисса в честь Бриттена и выступление Амстердамского барочного оркестра под управлением Тона Коопмана с хрестоматийной троицей Бах - Моцарт - Гайдн - пример того, как много свободы у фестиваля, фокусирующегося не на эпохе, но на проблеме.